Кто больше всего помогает Украине?
На восьмом месяце российского вторжения украинские города снова подвергаются ракетным обстрелам. Президент Украины Владимир Зеленский требует больше оружия, особенно систем ПВО. Западные лидеры и Япония пообещали поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». Но некоторые страны делают намного больше, чем другие, чтобы помочь стране защитить себя.
Согласно последним подсчетам Кильского института мировой экономики, немецкой исследовательской организации, которая отслеживает помощь Украине, Америка предоставила больше военной и экономической помощи, чем любая другая страна, и больше, чем европейские страны вместе взятые. В Европе также есть большие различия. Когда поддержка измеряется в процентах от ВВП, страны Балтии и Польша испытывают наибольшую нагрузку.
Расчеты сложные. Например, исследователям приходится иметь дело с совместными обещаниями, а также отличать обещанное оружие от фактически предоставленного. Им также необходимо уметь оценить стоимость военного снаряжения, взятого из имеющихся запасов.
Тем не менее отчет, опубликованный 11 октября, показывает, что в период с 24 января (за месяц до начала вторжения) по 3 октября на Америку приходилось 56% всех обязательств. На все европейские страны, вместе взятые, – 40% (эта цифра включает членов и институты ЕС, других европейских членов НАТО, таких как Великобритания и Норвегия, а также Швейцарию).
Экономика Америки, по общему признанию, является крупнейшей в мире (по рыночным обменным курсам). Однако при расчете помощи как доли от объема производства она все равно опережает средний показатель по Европе. На данный момент это 0,25% ВВП у Америки и 0,19% ВВП у Европы.
Различия внутри Европы также заметны. Латвия и Эстония взяли на себя обязательства, эквивалентные примерно 1% их годового ВВП перед Украиной. Эти прибалтийские государства имеют маленькую экономику. Но вклад Польши составляет 0,6% от ее ВВП.
Согласно этому подсчету, еще три страны — Литва, Норвегия и Словакия — вносят больший вклад относительно объема своей экономики, чем Америка.
С обязательствами в размере 0,24% ВВП Великобритания – не самый щедрый защитник Украины, что бы она ни говорила. Другие европейские тяжеловесы — Германия (0,17%), Италия (0,15%) и Франция (0,15%) — вообще скупцы по сравнению с этим.
Европейские страны говорят, что они предоставляют другие важные формы помощи, в частности, дают приют 4,5 миллионам беженцев, покинувших Украину. Но опять же, нагрузка ложится в основном на прифронтовые государства. Грубый подсчет показывает, что беженцы до сих пор стоили Польше еще 0,71% ВВП. При этом беженцы составляют лишь
0,08% годового экономического производства Германии и 0,01% британского.
Десятилетия недостаточных инвестиций в оборону означают, что европейские арсеналы не так хорошо укомплектованы, как американские. Это влияет на то, сколько тяжелого вооружения — танков, бронетранспортеров, гаубиц и реактивных систем залпового огня — они могут отправить.
Глядя на долю национальных запасов, пожертвованных Украине, Кильский институт считает, что Норвегия была самой щедрой (она предоставила около 24% своего арсенала), за ней следуют Чехия (17%) и Польша (13%).
Дефицит оружия не должен мешать Европе предоставлять деньги, которые также нужны Украине. Недофинансирование лишит Украину возможности защитить себя — и Европу — от России. Оно также может ослабить желание Америки продолжать помогать. The Economist прогнозирует, что республиканцы переизберут Палату представителей на промежуточных выборах в следующем месяце. Одно их крыло враждебно настроено по отношению к Украине. Демократы и основные республиканцы, вероятно, все равно обеспечат, чтобы Конгресс продолжал выделять миллиарды долларов помощи, в которой нуждается Украина. Но их работа будет намного тяжелее, если европейские друзья и союзники не возьмут на себя справедливую долю бремени. В конце концов, самый большой риск сегодня существует именно для европейской безопасности.