X
Нажмите Нравится
Мобильная версия Новости Украины Рейтинги Украины MH17 Выборы Коронавирус Лайфхак Война

Генерал

26 сентября 2022, 20:59 |
Валерий Залужный и украинский способ вести войну.
Главнокомандующий ВСУ, генерал Валерий Залужный.
© Прес-служба МО України

В Валерии Залужном трудно узнать генерала. Когда он не в военной форме, он предпочитает футболки и шорты, соответствующие его легкому чувству юмора. Когда в конце июля 2021 года он впервые услышал от помощников президента Украины Владимира Зеленского, что его приглашают возглавить вооруженные силы страны, он ошеломленно ответил: «Что вы имеете в виду?»

Когда он понял, что станет главнокомандующим, рассказывал он TIME в своем первом интервью с начала российского вторжения, он почувствовал себя так, как будто его ударили «не ниже пояса, а прямо в нокаут». Он же не Джордж Паттон и не Дуглас Макартур.

Тем не менее, когда будет писаться история войны в Украине, Залужному, вероятно, будет отведена видная роль. Он был одним из тех украинских военачальников, которые долгие годы преобразовывали вооруженные силы страны из неуклюжей советской модели в современную боевую силу. Закаленный годами сражений с Россией на восточном фронте, он был одним из представителей нового поколения украинских лидеров, которые научились быть гибкими и делегировать решения командирам на местах. Его последовательная подготовка в преддверии вторжения и продуманная тактика боя на ранних этапах войны помогли стране отразить натиск россиян.

«Залужный проявил себя как человек военного ума, в котором так нуждалась его страна», — написал о совем коллеге американский генерал Марк Милли для TIME в мае прошлого года. «Его руководство позволило украинским вооруженным силам быстро адаптироваться к действиям на поле боя против русских».

Эта инициатива привела к важному повороту [в ходе войны] в пользу Украины. Крупнейшим достижением Киева с начала войны в феврале стало молниеносное контрнаступление на северо-востоке страны в начале сентября, которое ошеломило российские войска, бежавшие в панике и сдавшие обширные участки оккупированной территории. В сочетании со второй операцией на юге украинские силы менее чем за две недели отвоевали, по их утверждениям, у России более 6000 квадратных километров, освободив десятки поселков и городов и перерезав линии снабжения противника. Искусная игра украинской армии с отвлекающим маневром, когда она объявила о контрнаступлении на юге, прежде чем атаковать на северо-востоке, застала Россию врасплох. И это подтвердило заверения украинцев о том, что, взятые вместе, западная разведка и поставки оружия и техники на миллиарды долларов принесут результаты на поле боя.

Внезапные победы пришлись на критический момент затянувшейся войны. По мере того как в Европе и во всем мире нарастало экономическое давление, скептики начинали сомневаться, сможет ли Украина выдержать затяжную борьбу. Драматический разгром всколыхнул Москву, вынудив кремлевских пропагандистов признать неудачу и усилив военное и политическое давление на президента России Владимира Путина. В ответ 21 сентября он объявил о первом массовом призыве со времен Второй мировой войны – частичной мобилизации до 300 000 граждан.

Как украинские, так и американские власти считают, что война будет более продолжительной и кровавой, чем многие себе представляют. Путин показал, что готов пожертвовать своими войсками и совершать зверства, чтобы измотать своего противника. В угрожающей речи он предупредил, что «не блефует», когда угрожал использовать все, что в его распоряжении, для защиты России — намек на ядерное оружие. Недавнее украинское наступление может стать поворотным моментом, но не решающим ударом. «Оглядываясь назад, мы будем смотреть на это как на битву за Мидуэй, — говорит Дэн Райс, ветеран боевых действий армии США и руководитель руководства Вест- Пойнта, специальный советник Залужного, имея в виду решающее столкновение 1942 года, после которого война длилась еще три года.

Валерий Залужный, обложка TIMEЗалужный — лишь один из украинцев, обеспечивших мужество и успехи малочисленной национальной армии. Среди других военачальников — генерал Александр Сырский, командующий сухопутными войсками Украины, который руководил обороной Киева, а совсем недавно — контрнаступлением на востоке, и Кирилл Буданов, глава службы военной разведки Украины. Но Залужный стал лицом войны – вторым после президента. Его персона обсуждается в украинских соцсетях. На одной распространяемой в сети картинке «Железный генерал» стоит на коленях перед рыдающей матерью одного из его солдат, склонив голову от горя перед гробом. В другом он улыбается, наблюдая за свадьбой одного из своих военнослужащих во время перерыва в боях. Каналы его фанатов в Telegram насчитывают сотни тысяч подписчиков, многие меняют свои профили на фотографию генерала с руками, сложенными в форме сердца. «Когда Залужный входит в темную комнату, он не включает свет, он выключает темноту», — шутят в одном вирусном видео в TikTok.

Трудно предсказать, куда пойдет война и какую роль в итоге сыграет Залужный. Возможно, теперь впервые кажется реальным, что армия, которой он командует, может одержать победу.

Залужный пил пиво на дне рождения жены, когда вышел на улицу, чтобы ответить на звонок по мобильному телефону и узнал о своем новом назначении. Звание и статус 48- летнего генерала на тот момент были намного ниже той должности, которую ему предлагал Зеленский. Главнокомандующий вооруженными силами Украины — это высшее военное звание страны, выше которого – только сам президент. Высота этого назначение вызывала чувство, похожее на головокружение. «Я часто оглядывался назад и спрашивал себя: как я ввязался в это?» Об этом Залужный рассказал TIME в июньском интервью.

Некоторым выбор показался опрометчивым. Несмотря на то, что он заработал репутацию упорного и амбициозного командира, Залужный также считался немного шутовской фигурой – про него говорили, что он больше валял дурака со своими войсками, чем дисциплинировал их. Родившийся в 1973 году в советском военном гарнизоне на севере Украины, он говорит, что мечтал стать комиком, как и сам Зеленский. Вместо этого он пошел по стопам своей семьи, поступив в академию в Одессе в 1990-х годах, когда Советский Союз распался, а Украина погрузилась в кризис.

Залужный поднялся по служебной лестнице вместе с новым поколением офицеров, которые объединили очень разные эпохи: выросшие в советской Украине, но стремящиеся избавиться от военных догм СССР. В магистерской диссертации Залужный анализировал военную структуру США. Видя, как украинские силы все еще были отягощены советской моделью, которая опиралась на жесткое принятие решений на высшем уровне, он начал вносить изменения, чтобы перенять опыт партнеров – США и НАТО.

После аннексии Крыма Россией в 2014 году Залужный прошел путь от командира взвода до руководства войсками страны на Восточном фронте. В этой роли он воспитывал младших офицеров и поощрял более гибкое принятие решений, передавая полномочия командирам на местах. В отличие от российской армии, сержанты должны быть не «козлами отпущения», а настоящими управленцами, и это должна быть кузница кадров военных талантов, сказал он в интервью 2020 года, опубликованном Министерством обороны Украины. «Нет пути назад, к армии 2013 года», – говорит он.

Но Залужный также уважал и восхищался достижениями своих российских коллег. В своем кабинете он хранит собрание сочинений главнокомандующего вооруженными силами России генерала Валерия Герасимова, который старше его на 17 лет. «Я вырос на русской военной доктрине и до сих пор считаю, что вся военная наука находится в России», — говорит Залужный. «Я учился у Герасимова. Я читал все, что он когда-либо писал. Он умнейший из людей, и мои ожидания от него были огромны».

Когда Зеленский вступил в должность в 2019 году, война на востоке Украины шла уже пятый год, а Залужный исполнял обязанности командующего в зоне боевых действий. Ему выпало информировать нового президента о военных операциях и командных структурах. Он знал, что Зеленский никогда не служил в армии, и не собирался обучать его тактическим тонкостям ведения войны. «Ему нужно разбираться в военном деле не больше, чем в медицине или строительстве мостов», — говорит Залужный. К его удивлению, Зеленский, похоже, согласился.

«Это оказалось одной из самых сильных сторон [Зеленского]», — говорит Алексей Мельник, бывший помощник министра обороны Украины. Он позволил своим генералам управлять балом «без прямого вмешательства в военное дело».

В 2020 году Залужный руководил масштабным комплексом военных учений, в том числе испытанием противотанковой ракеты «Джавелин». Президент наблюдал за этим со смотровой площадки. Демонстрация не удалась, и эксперты вышли на украинское телевидение, чтобы обсудить плохое предзнаменование для национальных вооруженных сил. Залужный был уверен, что в администрации президента его запомнят как «неудачника с неисправными джавелинами».

Тем не менее Зеленский продемонстрировал решимость избавиться от старшего поколения чиновников в поисках новой крови и тенденцию назначать на высокие посты лидеров, с которыми он чувствует взаимопонимание, независимо от ранга. В июле 2021 года, когда русские подтянули танки к границе, а американцы предупредили, что Украина вскоре может столкнуться с полномасштабной атакой, президент решил поставить Залужного во главе.

«Я высказал свое мнение, что он мне кажется достаточно профессиональным, умным человеком», — говорит руководитель аппарата Зеленского Андрей Ермак. «Но решение было за президентом».

В отличие от Зеленского, который скептически относился к сообщениям разведки о неизбежности массового вторжения России, Залужный был среди тех украинских военных, которые считали это делом времени. Через несколько недель после вступления в должность он начал проводить важные изменения. Офицеры могли открыть ответный огонь «из любого доступного оружия», если они подверглись нападению, без разрешения старшего командования. «Нам нужно было отбить у них желание атаковать, — говорит Залужный. «Нам также нужно было показать наши зубы».

К началу февраля начали проявляться результаты его работы в новой роли. Разочарованием стал запуск масштабных военных учений с участием тысяч украинских военнослужащих, основные маневры которых должны были имитировать российскую атаку. Эти учения прводились для того, чтобы выявить бреши в обороне Украины. По мнению Залужного, они были центральным элементом национальной оборонной стратегии, шансом Украины на выживание, но командиры не отнеслись к ним достаточно серьезно. «Я кричал целый час [на совещании], — вспоминает он. – Я вышел из себя». Мужчины, сидевшие за столом, были в основном старше и опытнее Залужного, который не имел репутации человека, способного терять самообладание. «Я объяснил им, что если они не смогут их провести, последствия будут стоить не только нашей жизни, но и жизни страны».

После этого генералы продолжили свои приготовления. Они передислоцировали и замаскировали военную технику, вывели войска и оружие с баз и распределили их по стране. Сюда входили самолеты, танки и бронетехника, а также зенитные батареи, которые вскоре потребуются Украине для сохранения контроля над своим небом. «Запах войны ни с чем не спутаешь, — говорит Залужный, — и он уже витал в воздухе». Но когда дело доходило до деталей его стратегии, Залужный держал их в секрете. «Я боялся, что мы потеряем элемент неожиданности, — говорит он. – Нам нужно, чтобы противник думал, что мы все дислоцированы на своих обычных базах, курим траву, смотрим телевизор и постим в Facebook».

Когда утром 24 февраля началось вторжение, у генерала было две стратегические цели для обороны Украины. «Мы не могли позволить Киеву пасть», — сказал он. — А на всех остальных направлениях нам пришлось пролить их кровь, даже если в некоторых местах это потребовало бы потери территории». Другими словами, цель состояла в том, чтобы позволить русским продвинуться вперед, а затем уничтожить их колонны на фронте и линии снабжения в тылу. К шестому дню вторжения он пришел к выводу, что это работает. Русские не смогли захватить аэропорты вокруг Киева и продвинулись достаточно глубоко, чтобы начать прокладывать линии снабжения, оставляя их незащищенными.

Милли, американский коллега Залужного, был поражен, когда увидел, что украинцы держатся. Он спросил Залужного, не планирует ли тот эвакуироваться в более безопасное место. «Я сказал ему: “Я тебя не понимаю”, — говорит Залужный. – “Для меня война началась в 2014 году... Я не бежал тогда и не собираюсь бежать сейчас”».

Он, как и все, был удивлен промахами России. Когда противник встречал сильное сопротивление или терял возможность пополнения запасов, он не отступал и не переходил на другой подход.

«Они просто загнали своих солдат на бойню, — сказал Залужный. – Они выбрали тот сценарий, который мне больше всего подходил».

Несмотря на то, что США и их союзники продолжали оказывать стране миллиардную военную помощь, новости поступали мрачные. Россия нанесла удар по стратегическому портовому городу Мариуполь, в результате чего погибли тысячи мирных жителей. В мае сдались сотни украинских бойцов, оборонявших последний бастион в городе — металлургический комбинат «Азовсталь».

(Более 150 человек были возвращены 21 сентября в результате обмена пленными, в том числе пять высокопоставленных украинских командиров.) Братские могилы были обнаружены в городах и селах, оккупированных российскими войсками. Тем не менее, украинские официальные лица настаивали на том, что они могут победить.

«Мы будем драться до последней капли крови», — сказал Залужный TIME.

Несколько недель спустя Украина начала делать то, что показалось военным аналитикам необычным. С вершины правительства украинские чиновники, в том числе Зеленский и министр обороны Алексей у Резникова, начали публично рекламировать свою подготовку к крупномасштабной операции по отвоеванию территории на юге. В ожидании нападения Россия начала передислоцировать войска, в том числе некоторые из своих наиболее элитных подразделений из других регионов, для укрепления своих позиций на юге. 29 августа украинские военные объявили о начале долгожданного наступления на юге.

Но были признаки того, что происходит что-то еще. «У нас идет война не только на юге, — заявил 1 сентября TIME глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. — Протяженность линии фронта — 2500 км». Многие эксперты сомневались, что Украина сможет провести контрнаступление на одном фронте, а тем более на двух.

Спустя пять дней украинские войска нанесли внезапный удар на северо-востоке страны. Россияне были застигнуты врасплох. Многие в беспорядке бежали, бросив оружие и технику. Сообщения с мест рисовали унизительную картину отступления, описывая, как солдаты крадут у мирных жителей одежду, велосипеды и автомобили, чтобы скрыться.

За шесть дней украинские военные вернули примерно 3000 квадратных километров удерживаемой Россией территории, включая стратегически важные железнодорожные узлы, которые использовались для пополнения запасов ее войск. Удар ошеломил Кремль, официальных лиц США и даже высокопоставленных украинцев.

«Я научил себя умерять свои ожидания, чтобы потом не разочаровываться, — рассказывает Резников TIME. – Некоторые прорывы произошли немного быстрее, чем планировалось».

Разведка и передовое вооружение, предоставленное Западом, также помогли. «Они сообщали нам местонахождение противника, сколько их в этом месте и что они там хранят, — говорит Резников. — Тогда мы наносили удар». Высокомобильная артиллерийская ракетная система (HIMARS), предоставленная Пентагоном, позволила Украине уничтожить склады с боеприпасами, горючим и командные пункты. Более легкие автомобили, такие как подаренные США «хаммеры», а также грузовики и танки, присланные Великобританией, Австралией, Нидерландами, Польшей и Чехией, позволили им перехитрить русских. «Украинцы продемонстрировали гораздо лучшее умение проводить распределенные операции тактического уровня», — говорит Джеффри Эдмондс, бывший аналитик ЦРУ и директор Совета национальной безопасности по России. «Они более дисциплинированные».

Кроме того, по словам украинских официальных лиц, решающее значение имела гибкая командная структура, которая позволила им воспользоваться быстрым крахом России. «Украинская армия имеет право принимать решения на всех уровнях», — говорит Резников, сравнивая это со стандартами НАТО. «Они делают это быстро, в отличие от русских».

Украинские официальные лица до сих пор осторожно высказываются о заслугах в военных успехах. «Это история не одной звезды, а целого созвездия нашей военной элиты», — говорит Резников, называя длинный список прославленных офицеров вооруженных сил — пехоты, флота, авиации, медицинского корпуса и других.

Ходят слухи о напряженности между Зеленским и его главнокомандующим, хотя президент и его помощники опровергли их. «Так называемый конфликт с Залужным был придуман нашими противниками от начала и до конца», — говорит Алексей Арестович, помощник Зеленского и ветеран военной разведки Украины. «С одной стороны, это явно выдумка. С другой стороны, это имеет болезненный эффект, потому что разжигание конфликта между военачальником и главнокомандующим — это катастрофа».

Закаленные войной, украинские лидеры знают, что недавние успехи только помогли выиграть время. «Россия поставила на эту войну все, — говорит Данилов, глава Совета национальной безопасности и обороны Украины. – Путин не может проиграть. Ставки слишком высоки».

Контрнаступление на юге Украины на юге идет медленно. С приближением зимы Киев должен позаботиться о том, чтобы не перенапрячь свои силы. И в игре есть факторы, неподконтрольные Украине. Например, надвигающийся энергетический кризис может подорвать военную поддержку Запада, поскольку Россия уже сократила поставки газа в Европу с 40% до 9%.

Со своей стороны, Залужный готовится к долгой и тяжелой битве. «Я знаю о россиянах не понаслышке, и я знаю, что наша победа не будет окончательной», — сказал он TIME. «Наша победа даст возможность перевести дух и подготовиться к следующей войне».

 

Саймон Шустер (Simon Shuster) и Вера Бергенгрюн (Vera Bergengruen),
перевод Антона Шкурина 

 

В Украину прибыли американские РСЗО

В Украину прибыли американские РСЗО

Глава украинского министерства обороны Алексей Резников сообщил, что партия реактивных систем залпового огня HIMARS поступила в Украину.
Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Российские оккупанты перебрасывают часть войск и сосредотачивают усилия на установлении полного контроля над территорией Донецкой и Луганской областей.