Миф о специализации

Одно из таких убеждений состоит в том, что города, регионы и страны должны прибегать к специализации. Невозможно преуспевать во всех областях, поэтому нужно фокусироваться на том, что выходит лучше всего — а именно на своих конкурентных преимуществах. Необходимо делать что-то отлично и обменивать результат на то, что выходит лучше в других регионах, таким образом используя преимущества торговли.
Кроме того, что убеждения бывают основанными на интуитивных догадках или очевидных фактах, они также могут быть неверными и опасными. Как бывает в большинстве случаев, дело не в том, что вы чего-то не знаете, а в том, что вы ошибаетесь, думая, что знаете. От чего и страдаете в итоге. И как раз идея о том, что города и страны активно прибегают к специализации и поэтому должны и впредь специализироваться, является одним из таких неверных и опасных убеждений.
Если какая-то идея на интуитивном уровне верна, а в действительности оказывается несостоятельной, причина зачастую кроется в том, что эта идея верна на одном уровне, но не на том, на котором ее пытаются применить. Да, люди действительно прибегают к специализации, верно и то, что они должны к ней прибегать. Мы все выигрываем от того, что каждый является профессионалом в своей области и может обмениваться своими знаниями с другими. Неэффективно было бы одному человеку сочетать, например, профессии дантиста и юриста.
Однако специализация на персональном уровне ведет к диверсификации на более высоком уровне. Совершенно верно, что городам и странам свойственно развитие в разных направлениях, по той причине, что люди и компании специализируются в разных сферах.
Представьте сельский медпункт и центральную городскую больницу. Вероятнее всего, в первом случае вся работа будет выполняться одним терапевтом, возможности которого будут довольно ограниченными. В случае же с городской больницей мы будем иметь дело со специалистами различных областей (онкологии, кардиологии, неврологии и т.д.), что позволяет больнице предлагать более широкий перечень услуг. Диверсификация услуг в больнице является результатом специализации отдельных врачей.
Индивидуальная специализация ведет к диверсификации на уровне города. Крупным городам свойственна бóльшая диверсификация, нежели мелким. Если сравнить города с приблизительно одинаковым количеством населения — скажем, бразильские Сальвадор и Куритибу или мексиканские Гвадалахару и Монтеррей — более диверсифицированные города богаче менее диверсифицированных. Они быстрее растут и становятся еще более диверсифицированными не только за счет большого внутреннего рынка, но и за счет того, что могут предложить больший перечень услуг и продуктов другим городам и странам.
И то, что характерно для городов, еще больше подтверждается на уровне штатов и стран. Нидерланды, Чили и Камерун имеют приблизительно одинаковое количество населения, но при этом Нидерланды в два раза богаче Чили, которая, в свою очередь, в десять раз богаче Камеруна. Если проанализировать экспортные статьи этих стран, то очевидно, что Нидерланды в три раза более диверсифицированы, чем Чили, которая в три раза более диверсифицирована, чем Камерун.
И, как мы недавно обсуждали с коллегами, чтобы понять этот феномен, необходимо рассматривать различные отрасли как сочетание дополняющих друг друга знаний и умений, очень похожее на сочетание букв в словах. С увеличением букв растет число и длина слов, которые возможно из них образовать. Подобным образом, с увеличением числа знаний и умений растет перечень и сложность сфер, в которых их можно применить.
Города являются местами концентрации специалистов из разных областей, благодаря чему возможно объединять их знания и умения в производстве. Для богатых городов характерно большее разнообразие специалистов, участвующих в развитии более широкого и сложного круга областей производства — таким образом, растут и карьерные возможности для специалистов различных направлений.
В процессе своего развития города, штаты и страны не специализируются, а диверсифицируются. Они проходят путь от поддержания небольшого числа простых отраслей до обеспечения сложных производств в совершенно различных направлениях. Для достижения такого результата необходимо решить ряд важных координационных задач, поскольку любая новая для города отрасль не имеет специалистов с опытом работы в данной области и специализированных поставщиков. Однако высшие должностные лица во многом могут способствовать решению подобных координационных задач.
Поэтому так опасна идея о том, что города и страны должны специализироваться в тех областях, в которых на сегодняшний день имеют конкурентные преимущества. Сосредоточившись на узком круге направлений, в которых они сегодня преуспевают, они могут ограничить свои будущие возможности, или так называемые «буквы». И задача состоит не в том, чтобы определить лидирующие отрасли из числа существующих, а в том, чтобы, расширяя деловые экосистемы и давая им возможность развивать новые виды деятельности, способствовать возникновению новых отраслей.
Особенно важно это сегодня, поскольку глобализация производственных цепочек выводит отношения поставщика и покупателя за рамки локальных. Неразумно было бы советовать городам и странам сосредоточиться на нескольких «кластерах» и консолидировать производственные цепочки в одном месте, как это часто рекомендуют. Вместо этого необходимо работать над тем, чтобы стать узловым пунктом для многих других производственных цепочек, а для этого нужно определить, в каких других отраслях могут понадобиться имеющиеся ресурсы, если их расширить и адаптировать под новые задачи.
Конкуренция неизбежно приводит к тому, что менее эффективные компании и производства отсеиваются. И форсирование этих процессов не входит в задачу политиков. Их целью является определение мер по увеличению производительности в условиях экономики, основной чертой которой является агломерация, создание новых видов деятельности и новых производственных возможностей, в результате чего сумма будет больше отдельных ее слагаемых.
Рикардо Хаусманн (Ricardo Hausmann) — директор Центра международного развития и профессор Школы государственного управления им.Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета.
Источник: Project Syndicate