// Подписка на Google News
X
Нажмите Нравится
Мобильная версия Новости Украины Рейтинги Украины MH17 Выборы Коронавирус Лайфхак Война

Сергей Жадан: «Для меня Харьков всегда был украинским городом»

29 октября 2015, 12:36 |
Известный писатель, поэт и общественный активист Сергей Жадан о выборах, Кернесе и украинском Харькове.
Сергей Жадан: «Для меня Харьков всегда был украинским городом»
© Коллаж: Культпростір

За интерпретацией того, что произошло на выборах в Харькове, Культпростір обратился к Сергею Жадану — поэту, прозаику, музыканту, харьковчанину и гражданину. В итоге эта беседа оказалась похожей на визит к психотерапевту. Судите сами. 

— Удивила ли вас победа Кернеса? Она реально отражает настроения харьковчан, это скорее результат пассивности патриотически настроенных жителей Харькова?

— Думаю, люди, которые голосовали за ГАК (Геннадия Адольфовича Кернеса. — Ред.), тоже считают себя патриотически настроенными. По крайней мере по Харькову.

Ну, я видел социологию, видел поддержку ГАК, никаких неожиданностей. Была какая-то надежда на второй тур, связанная с высокой явкой. Но, похоже, конкуренты ГАК своих потенциальных избирателей так и не мобилизовали.

Насколько понимаю, выборы прошли достаточно прозрачно. Просто вы не забывайте — за ГАК проголосовали не 65% харьковчан, а 65% тех, кто пришел на выборы. В пересчете на голоса — это не так и много. То есть понятно, что сегодня альтернативы нет, но это совершенно не значит, что ситуация не изменится, скажем, за год или два. Ситуация зачастую не меняется по той простой причине, что ее никто не меняет.

— Победа Кернеса стала поводом для радости среди антиукраински настроенных россиян: они воспринимают ее как доказательство правдивости утверждения «Харьков — наш город!» (то есть российский). По вашему мнению, поддержка Кернеса и пророссийские взгляды действительно связаны?

— Мне кажется, здесь речь не идет о противостоянии майдан-антимайдан. Речь идет о поддержке персонально Геннадия Адольфовича Кернеса, который устраивает тех, кто за него голосует. Не думаю, что за него голосовали сторонники «ХНР» (сепаратистская т.н. Харьковская народная республика — ред.). Они его, подозреваю, ненавидят не меньше, чем «патриотически настроенных харьковчан».

Голосовали скорее за своего, за того, к кому привыкли. Ну и, конечно, за новые лавочки и асфальтированные дороги. Мы почему-то часто недооцениваем желание наших сограждан жить в комфорте. Мы требуем от них мыслить стратегически и геополитически. А в большинстве случаев вся стратегия заключается в отремонтированном подъезде. Вот, скажем, фасад моего дома в этом году восстановили. Хотя за ГАК я, конечно, не голосовал. Поэтому россияне, которые радуются победе ГАК, даже не представляют, как феерично их водят за нос.

— Я недавно был в Одессе, несколько местных друзей мне говорили, что в городе много «пассивно пророссийских» — тех, кто «против войны», но если бы «Россия пришла и спокойно нас аннексировала, мы были бы не против». Насколько, на ваш взгляд, такая позиция является распространенной в Харькове?

— Такая позиция, как по мне, является распространенной в большинстве восточноукраинских городов. Просто «пассивная пророссийскость» не является государственным преступлением, согласитесь. Пока она действительно пассивная.

— Конечно. А что не позволяет Харькову стать реально (ментально) украинским? Есть ли в этом вина остальной Украины?

— Ну, а что считать за критерии «реальной украинскости»? Для меня Харьков всегда был украинским городом. Мэры меняются, города остаются. Есть вина остальной Украины? Вина остальной Украины есть во всем, что творится при новой власти, поскольку эту власть мы выбирали сами.

— На ваш взгляд, Харьков определился, с кем ему быть — с Украиной или Россией?

— Я бы переформулировал — Харьков, скорее, не может определиться, каким именно ему в Украине быть.

 

Сергей Жадан после столкновений на улицах Харькова 1 марта 2014 года (кадр видео).

 

— Много сказано о том, что мы «проглядели» Донбасс, нужно было раньше начинать диалог, включать Донбасс к общему украинского культурного и ментального поля. Не время сейчас делать это относительно Харькова, не будет скоро поздно?

— Ну, легко быть умным «задним числом». Так, будто было много возможностей для ведения диалога. Но то, что диалог нужен всегда и везде, — это бесспорно.

— Что-то делается в этом направлении? Есть ли у вас ощущение, что государство «борется» за Харьков?

— Государство борется за бабло. А граждане борются за страну. В Харькове происходят чрезвычайно интересные общественные, политические и культурные процессы. Эти выборы вряд ли что-то изменят ли остановят. Кернес же и до выборов был мэром, такое впечатление, что все об этом забыли.

— Какое чувство сейчас у вас преобладает, когда вы думаете о судьбе Харькова? Тревога, апатия или уверенность, что произойдет поворот к лучшему?

— Ощущения такие же, как и до выборов — много работы, много дел, жаль времени на апатию. В этом городе есть за кого держаться, у кого учиться и кого поддерживать. Нужно любить и верить. Все остальное — дело времени.

 

В Украину прибыли американские РСЗО

В Украину прибыли американские РСЗО

Глава украинского министерства обороны Алексей Резников сообщил, что партия реактивных систем залпового огня HIMARS поступила в Украину.
Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Российские оккупанты перебрасывают часть войск и сосредотачивают усилия на установлении полного контроля над территорией Донецкой и Луганской областей.