Не предавайте отважных украинцев
Если новоиспеченный президент США отменит санкции против России, несмотря на то, что Кремль не предпринимает никаких действий, направленных на отмену неправомерного присоединения Крыма и прекращения военной агрессии в восточной Украине, будущее Запада превратится в катастрофу.
Для мира демократии, который зиждется на общих ценностях и принципах, это станет явочной присягой.
В то время как члены собственной республиканской партии Дональда Трампа явно выражают недовольство по поводу подобного заявления о согласии с путинской политикой насилия, сам он демонстративно никак не обозначает свою позицию. Однако все признаки говорят о том, что он стремится к заключению своего рода «сделки» со своим обожаемым Владимиром Путиным — за счет права Украины на самоопределение.
Не обошлось без Генри Киссинджера
Еще несколько недель назад ходили слухи о том, что бывший госсекретарь США Генри Киссинджер (Henry Kissinger) разрабатывает план для новой администрации президента, из которого следует фактическое признание присоединения Крыма и передача Донбасса под контроль Москвы в обмен на вывод российских войск с данной оккупированной территории Украины.
Учитывая навязчивое убеждение в том, что США используют Россию в качестве союзника в борьбе с исламистским терроризмом, а также узы, связывающие Трампа с путинским режимом, вполне вероятно, что американский президент не станет игнорировать притязания Кремля на господство над Украиной и другими бывшими советскими республиками.
А теперь присоединился и Хорст Зеехофер
Между тем, не приходится надеяться на то, что Евросоюз окажет принципиальное сопротивление политическому курсу Трампа и собственными силами сохранит режим санкций. Уже давно в политических, научных и общественных кругах Европы укрепляется мнение тех, кто требует скорейшего устранения существующих препятствий на пути «нормализации» отношений с Россией.
В этом смысле подсуетился и Хорст Зеехофер (Horst Seehofer), премьер-министр Баварии и председатель партии ХСС, который высказался за отмену санкций и возвращение России в круг «Большой восьмерки», несмотря на то, что данное высказывание противоречит позиции немецкого правительства и решениям его собственной партии.
Хотя правительство Германии официально продолжает придерживаться выбранного курса, и даже новый министр иностранных дел Зигмар Габриэль (СДПГ) (Sigmar Gabriel) подтвердил во время своей первой встречи с французским коллегой, что Германия и Франция рассматривают возможность отмены санкций лишь в том случае, если появится прогресс в процессе мирного урегулирования конфликта, отраженного в Минском соглашении.
Однако сам Зигмар Габриэль в прошлом уже отличился, настаивая на скорейшем смягчении санкций. Но решающее значение имеет вопрос о том, что именно европейские правительства посчитают «прогрессом» со стороны России, чтобы оправдать свою уклончивую позицию в отношении российских имперских амбиций на территории бывшего Советского Союза.
Отказ Запада от принципиальных убеждений станет его исторической роковой ошибкой. Если Россию вознаградят за ее политику насилия в отношении соседних государств, это будет означать не только конец действующего со времен окончания холодной войны европейского мирового порядка.
Это будет равносильно капитуляции европейских демократий, ведь Кремль ни в коем случае не заинтересован лишь в «справедливом» компромиссе. Более глубокая причина агрессивной политики Путина заключается в его стремлении во что бы то ни стало предотвратить превращение Украины в демократическое государство. Ведь такой успешный путь развития станет привлекательным примером для российского общества и тем самым поставит до угрозу авторитарную власть Путина.
Россия агрессивна как никогда
Когда Хорст Зеехофер и остальные пропагандисты взаимоприемлемых отношений с Путиным вновь и вновь заявляют о том, что устаревает «блоковый подход» XX столетия, они невольно затрагивают данную тему.
Неоимперская Россия ни в коем случае не станет менее агрессивной и не настроится на компромиссные решения относительно европейских ценностей, как когда-то Советский Союз. Отличие от того времени состоит в том, что внутри самих либеральных демократий нарастает сомнение в собственных ценностях.
«Нормализация» отношений с Россией в настоящее время возможна лишь при условии уподобления западных демократий «ценностям» путинского авторитаризма. Приход Трампа к власти в США и продвижение в Западной Европе поддерживаемых Кремлем правонационалистических сил являются опасными признаками такого развития событий.
Курс на демократию
В шуме рассуждений о будущем санкций и отношений Запада и России, как правило, сложно расслышать то, что все-таки в первую очередь поставлено на карту, а ведь это судьба Украины, страны, которая несмотря на мощное внешнее и внутреннее сопротивление придерживается курса на демократизацию — и на этом пути достигает значительных успехов, вопреки распространенным на Западе убеждениям.
В конце декабря украинский парламент после ожесточенных споров принял проект государственного бюджета, основанный на реальных данных, соответствующий критериям МВФ и подводящий новую базу под начавшуюся бюджетную консолидацию, и данный факт едва ли был отмечен мировым сообществом.
Введение прошлой осенью уникальной и единственной в мире электронной системы учета всех доходов государственных служащих и удвоение их минимальной заработной платы являются важными достижениями в борьбе с засильем коррупции.
Несмотря на то, что появление прозрачности ведет к серьезным потрясениям внутри страны, поскольку она выявляет масштабы богатства ведущих политических деятелей, Украина все же решилась на этот шаг.
Мотивированные демократы
Достигнутые с огромным трудом успехи Украины тем не менее все еще находятся под угрозой — из-за сопротивления старой элиты, затянувшейся войны на восточной территории, а также непрерывных попыток Кремля дестабилизировать страну. Однако всему этому противостоит сознательное гражданское общество.
Подобно парламентариям, лоббистам, публицистам, аналитикам и юристам многочисленные правозащитники, выращенные «Майданом», оказывают давление на все еще доминирующий, старый политический класс. Именно этих крайне мотивированных демократов нужно всеми силами поддержать в тяжелом, решающем противостоянии.
Если же именно в этой ситуации Запад предаст новую Украину, он потеряет свой единственный шанс продемонстрировать силу стремления к демократическому обновлению. Тем самым Запад также докажет всему миру, что сам больше не верит в демократию. Судьба европейских демократий в итоге будет зависеть от их готовности защищать интересы новой Украины.