Форум с Путиным в Ялте: главные тезисы и курьезы
На протяжении нескольких часов он отвечал на вопросы бизнесменов, ученых, спортсменов, общественных активистов из Крыма. Во время беседы Путин не скупился на обещания. Корреспондент Крым.Реалии собрал самые интересные высказывания российского президента.
Владимир Путин посетил Крым уже четвертый раз в этом году. Последний раз он вместе с премьер-министром России Дмитрием Медведевым приезжал на полуостров накануне выборов в Госдуму — 15 сентября.
На этот раз российский президент приехал в Ялту на встречу с участниками крымского Общероссийского народного фронта (ОНФ) — общественного движения, объединяющего чиновников, активистов и экспертов, которые поддерживают Путина.
Съезд ОНФ «Форум действий. Крым» в Ялте — это третий подобный форум фронта в 2016 году. Ранее аналогичные мероприятия проходили в Ставрополе и Йошкар-Оле. По информации пресс-службы Кремля, во встрече в Крыму приняли участие около 350 человек: общественные активисты, эксперты, представители профессиональных сообществ: врачи, учителя, работники сельского хозяйства, ученые, предприниматели.
Модератором форума был режиссер Станислав Говорухин — депутат Госдумы от «Единой России» и сопредседатель центрального штаба ОНФ. Также во встрече участвовали руководители Крыма и Севастополя, назначенные Кремлем — Сергей Аксенов и Дмитрий Овсянников, а также федеральные чиновники.
Члены крымского ОНФ высказывались и задавали вопросы по разным темам, связанным с Крымом: инфраструктурой, курортному сезону, охране культурного наследия, межнациональным отношениям, промышленности и сельскому хозяйству. Владимир Путин развернуто отвечал на каждый вопрос и дал крымчанам массу обещаний. Ниже мы приводим прямые цитаты российского президента, которые нам показались наиболее важными и интересными.
О строительстве Керченского моста
«Действительно, объем возрастет существенно: по предварительным подсчетам, в Крыму этот мостовой переход должен обеспечить где‑то (там же еще и поезда будут ходить в обе стороны) примерно 14 миллионов туристов, и где‑то до 13 миллионов транспортных средств может проходить. Поэтому это вопрос, который изучался. Честно скажу, первоначально хотели даже двухполосный мост сделать, но в конечном итоге все‑таки убедил своих коллег в том, что это тот случай, когда нужно сработать на вырост. Я уверен, что это будет востребовано».
О новых домах для керчан, дома которых снесут ради моста
«Я могу посоветовать Сергею Валерьевичу (Аксенову — КР): нужно поставить камеры, вывести в режиме онлайн прямо в кабинет себе и смотреть, что каждый день там происходит. Очень рассчитываю на то, что все будет закончено с нужным качеством и в срок. Конечно, нужно за качеством следить, я с вами согласен; нужно внимательно смотреть за тем, чтобы вот эти квадратные метры жилья, на которые, как мы договаривались, на каждый квадратный метр определенное количество рублей выделяется, — чтобы это соответствовало одно другому. Я посмотрю еще раз повнимательнее. Но и очень рассчитываю, что люди будут довольны тем, что они получат».
О крымских татарах
«Я действительно очень надеюсь на то, что все решения, которые были приняты, не останутся на бумаге и будут реализовываться. Вот эта реабилитация, о которой вы сейчас сказали — это очень важная морально-политическая составляющая нашей работы. Но хочу подчеркнуть, что этого недостаточно. Мы обязательно будем проводить мероприятия, связанные с социально-экономическими вопросами реабилитации и поддержки людей.
Мы выделяем 10 миллиардов на поддержку народов, которые пострадали во время репрессий, на их реабилитацию, на их поддержку. Прежде всего речь идет о социально-экономической поддержке, потому что политические вопросы уже решены, эти решения приняты. Это касается и языка, и культуры, и возможности обучения на родном языке, это касается периодических изданий».
О проблемах с водоснабжением Крыма
«На первом этапе этот вопрос стоял очень остро. Особенно после того, как отключили от этого канала наши соседи. В целом, вы наверняка это знаете, острота проблемы, особенно острота, связанная с питьевой водой, снята. Проблема в целом еще не решена, но острота снята. Мы направили на решение этой задачи из федерального бюджета 23 с лишним миллиарда рублей. С 2015 по 2020 года планируется в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя еще свыше 40 миллиардов рублей. Важно, чтобы эти деньги были рационально израсходованы, и чтобы мы добились нужного результата. Это, конечно, и скважины внутренние, это и водоводы, возможно, опреснения или деминерализация».
Об энергетической блокаде
«Это такая глупость. На что они рассчитывали? Просто я даже не понимаю! Что все встанут на колени и будут просить подачки какие-то? Удивительно просто! Удивительные идиоты просто те, кто это сделал. Но проблемы еще полностью не решены. В конце этого года в Крым должна прийти магистральная газовая труба. И, собственно говоря, с этого момента и начнется настоящая полноценная газификация и электроснабжение будет уже от собственной генерации».
О культурном наследии
«С точки зрения культурного наследия, Крым безусловно является жемчужиной России. У нас немало таких территорий. Возьмите Дербент в Дагестане — город с тысячелетний историей. Есть и другие места, которыми мы можем гордится. Крым — одно из них».
Курьезы и неожиданности
На прошедшей встрече не обошлось без курьезов и неординарных ситуаций. Так, отвечая на вопрос о многофункциональных центрах, Путин оговорился, и противопоставил Крым России. «Процесс передачи полномочий он у нас и в России еще не до конца решен», — сказал президент.
Однако он сразу понял, что сказал что-то не то и исправился: «Я имею ввиду континентальную Россию, потому что Крым и Севастополь — тоже Россия».
В другой части форума произошел еще один курьезный инцидент — министр сельского хозяйства России Александр Ткачев начал резко спорить с Владимиром Путиным. Президент обратился к нему с предложением увеличить овощные хранилища в Крыму и между ними состоялся такой диалог.
«Александр Николаевич, вы согласны, да? Скажите «да» и садитесь», — сказал Путин министру.
«Нет, и буду спорить», — неожиданно не подчинился Ткачев.
«Демократия у нас в России, чтобы вы понимали», — сказал в ответ президент.
«Особенно в Крыму, это очень чувствуется», — добавил министр, неизвестно что имея в виду.
Одним из самых обсуждаемых эпизодов форума в социальных сетях стало выступление крымчанина Ибраима Ширина, которого ведущий объявил как представителя крымско-татарского народа. В своем выступлении он засыпал Путина комплиментами за его заботу о крымских татарах. В частности, он поблагодарил президента за признание крымско-татарского языка в Крыму государственным, за выпуск газет, периодических изданий и запуск государственного телеканала «Миллет». В завершении своей оды Ширин пригласил Путина на празднование крымско-татарского праздника «Хыдырлез».
Руководство Меджлиса крымских татар назвало это выступление неадекватным.
«На фоне арестов и судов над крымскими татарами, которые проходят в нарушении российских законов, проведение праздников и приглашение на них лиц, для демонстрации любви и обожания — это либо корыстная цель, либо этот человек психологически болен», — сказал в комментарии для Крым.Реалии первый заместитель председателя Меджлиса Нариман Джелял.
Оценки крымчан
Участники встречи с Владимиром Путиным, похоже, остались довольными форумом. Известный крымский историк Александр Герцен, который задал президенту вопрос про борьбу с разграблением культурного наследия, назвал встречу позитивной.
«Были поставлены действительно актуальные вопросы существования Крыма в нынешних сложившихся условиях. У меня была узкая тема, связанная с культурным наследием, которое всегда в Крыму в проблемном состоянии. Поэтому, собственно, я и высказывался с надеждой, что будут сделаны реальные решительные шаги», — сказал Герцен в комментарии для Крым.Реалии.
А бывшего участника Общероссийского народного фронта, ялтинского бизнесмена Олега Зубкова на встречу с Владимиром Путиным не позвали, и он смотрел ее по телевизору. В беседе с корреспондентом Крым.Реалии он сказал, что удовлетворен ответами президента, который, по его словам, продемонстрировал отличную осведомленность ситуацией в Крыму. При этом саму встречу он назвал срежиссированной, а работу крымского отделения Общероссийского народного фронта бесполезной.
«Все это проходит в тайне, я так думаю. Никто об этом не знал. Естественно, Аксенов боится таких, как я, которые нестандартно мыслят или могут задать нестандартный вопрос президенту. Там все отрежиссировано и прописано по нотам, поэтому туда лишних людей не пускают», — сказал Олег Зубков.
Крымский политолог Евгения Горюнова считает, что для проведения форума ОНФ с участием Путина Крым выбрали не случайно.
«На полуострове растет разочарование Россией, а этого допустить никак нельзя. России нужно всячески демонстрировать «внимание и заботу» о полуострове. Тем более, что за 2,5 года российской власти накопилась масса проблем — с водой, светом, зимой еще может и газа не быть. А плюс к этому — медицина, очереди, нарушения прав собственников и многое другое. Визит Путина был необходим для пущей убедительности — дескать, знаем, понимаем, решим. Кто же его посмеет ослушаться? Особенно, с учетом того, что для крымчан характерна патерналистская традиция: дескать, не зря челобитные писали, не зря жаловались, вот приехал ВВП и все решит», — сказала Евгения Горюнова в комментарии для Крым.Реалии.
Позиция Украины
Министерство иностранных дел Украины выразило решительный протест в связи с визитом президента России Владимира Путина в Крым.
«Министерство иностранных дел Украины неоднократно подчеркивало недопустимость несогласованных с Украиной пребываний российских должностных лиц на суверенной территории нашего государства в ее международно признанных границах, которая включает Автономную Республику Крым и Севастополь», — говорится в заявлении ведомства.
Заява #МЗС України у зв’язку із перебуванням на тимчасово окупованій території АР #Крим Президента РФ В.В.Путіна https://t.co/Fhoelh7aEi pic.twitter.com/vXjdLrxOyy
— MFA of Ukraine 🇺🇦 (@MFA_Ukraine) 26 октября 2016 г.
В документе сказано, что украинская сторона рассматривает этот и другие подобные визиты руководства России как дальнейшие попытки легитимизации незаконной аннексии Крыма.