Невинный украинец в сетях «панамских документов»
Два месяца прошло с тех пор, как обнародование «панамских документов» ударной волной поразило правительства и крупные финансовые институты. Публикация данных, которые включают более 11,5 миллиона файлов, имеющих отношение примерно к 320 тысячам офшорных компаний и финансовой деятельности политиков и крупных государственных чиновников, породил тысячи газетных статей и телевизионных новостных сводок по всему миру.
В результате из-за обвинений в сокрытии от национальных налоговых органов принадлежащих семье активов свой пост покинул премьер-министр Исландии. Был пролит свет и на два миллиарда долларов, находящихся в ведении офшорных компаний близких друзей российского президента Владимира Путина, включая виолончелиста, от которого настойчиво пытаются добиться объяснений по поводу того, каким образом он выступает совладельцем такого солидного состояния. Документы также выявляют офшорные структуры президента Азербайджана Ильхама Алиева, российского министра экономики Алексея Улюкаева, президента Белоруссии Александра Лукашенко и семьи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Подобного рода разоблачения создают впечатление, что «панамские документы» в первую очередь — свидетельства коррупции, корыстолюбия и уклонения от уплаты налогов. Это далеко не так, по крайней мере, когда речь заходит об украинском президенте Петре Порошенко.
Многие, если не большинство финансовых структур, о чьем внутреннем функционировании сообщают нам утечки информации — в том числе и в случае с Порошенко — представляют собой законные и хорошо зарекомендовавшие себя методы ведения бизнеса. Несмотря на значимое общественное благо, принесенное «панамскими документами», основное внимание которых было направлено на коррумпированных чиновников, ни в чем не замешанные общественные деятели и представители законного бизнеса оказались несправедливым образом очернены.
Среди них и в наибольшей степени пострадавший от скандала президент Украины. Его имя фигурирует в разгромных докладах организаций отечественных и международных наблюдателей. Особенно среди них выделяется доклад, недавно написанный украинскими журналистами и опубликованный международной неправительственной организацией «Проект по расследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP): он называется «Офшоры украинского президента… Миллионы уплывают из Украины».
Эта и некоторые другие истории не являются продуктом международного консорциума журналистов, хорошо разбирающихся в экономическом праве и финансовых операциях. Большая часть аналитических статей о Порошенко и Украине была подготовлена в первую очередь украинскими репортерами и гражданскими активистами с небольшим опытом работы в области журналистских расследований. У них нет правовой базы или специального образования в сфере бизнеса, они никогда не работали в авторитетных западных СМИ, где в случае обвинений как правило признается право на честный ответ.
Статьи о Порошенко и его связях с офшорными структурами в целом носили характер сенсационных, в них редко приводились развернутые и подробные объяснения международных экспертов относительно возможностей использования офшоров. В этих материалах мы также не находим подробных сведений, полученных от тех, кто устанавливал финансовые структуры на офшорах.
В случае Порошенко основное внимание в докладах уделяется офшорным компаниям, созданным от имени президента в августе 2014 года. Как ни странно, в голову аналитиков никогда не приходило, что сам факт того, что на протяжении предыдущих 20 лет Порошенко не зарегистрировал ни одной офшорной структуры, подчеркивает, что он — сколотивший состояние и ставший миллиардером — был послушным налогоплательщиком. Бизнесмен заплатил сотни миллионов долларов в казну Украины и предоставил хорошо оплачиваемые рабочие места десяткам тысяч граждан.
Недавно украинские журналисты, информирующие о своих расследованиях в телевизионном блоке Slidstvo. info и OCCRP, заявили, что четыре миллиона долларов якобы были переведены Порошенко на офшорный счет на Кипре. Тем не менее, адвокаты Порошенко отмечают, что такой перевод не мог быть осуществлен, поскольку на имя компаний, которыми владеет президент, не существовало никаких офшорных банковских счетов. Кроме того, если верить отчету инвестиционных советников президента, выясняется, что, похоже, доклад был результатом неточного перевода с греческого на украинский и только потом на английский язык.
Более ранние сообщения о том, что несколько тысяч долларов были помещены в другую офшорную компанию, также оказываются ошибочными. Поскольку не было открыто никаких банковских счетов, наличные не могли быть размещены в какой-либо из этих офшорных структур. То, что было представлено в докладах как случай уклонения бизнесмена-миллиардера от уплаты налогов, являлось лишь набором технических требований, предъявляемых к открытию этих офшорных структур. Короче говоря: никаких денежных переводов, никаких уклонений от уплаты налогов и полное соблюдение украинских законов президентом и его компаниями.
Журналисты и активисты, готовящие материалы для Slidsvto и OCCRP, даже не удосужились известить своих читателей и зрителей о том, что президент был не только добросовестным налогоплательщиком, но и о том, что реестр вполне уважаемых компаний, на законных основаниях пользующихся офшорами и услугами Mossack Fonseca, включает в себя мировые финансовые элиты: Bank of America, Wells Fargo, JP Morgan Chase, Morgan Stanley, Citigroup HSBC, Barclays, Deutsche Bank, BNP Paribas, Societe Generale, ABN Amro, Credit Suisse и UBS.
Юристы и бизнес-консультанты Порошенко пытаются отделить зерна от плевел. Они отмечают, что офшорные структуры были созданы киевской юридической фирмой Avellum и утверждены компанией Ротшильд, так чтобы Порошенко мог передать имущество в доверительное управление, а также выполнить предвыборное обещание выставить на продажу свои главные активы — шоколадный бизнес и кондитерскую корпорацию Рошен.
Но все эти неоднократно повторенные объяснения тонут в какофонии необоснованных предположений, многие из которых в Украине раздуваются популистами от оппозиции, которые не желают знать истинного положения дел, а только стремятся подорвать популярность президента.
По этой причине Порошенко впереди ждет сложная дорога. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сталкивался с подобной проблемой, когда фонд, который он поддерживал, оказался связанным с офшорами, всплывшими в Панамских документах. Благодаря взвешенному и открытому объяснению и при поддержке профессиональной и объективной британской прессы ему удалось выйти из предполагаемого скандала невредимым.
Для Порошенко, который осуществляет свою деятельность в медиа-среде, где противодействующие ему олигархи и украинские журналисты, занявшие радикальные позиции после революции Майдана 2013 года и с подозрением относящиеся ко всем удачливым бизнесменам, сколотившим состояние в Украине после распада коммунизма, задача представить собственные аргументы оказывается гораздо более сложной. Когда в «панамских документах» его имя оказалось связано с офшорными счетами, в интервью трем основным украинским телеканалам он ответил на многочисленные вопросы журналистов и неоднократно отрицал какие-либо противозаконные действия.
Украинцы имеют право быть осведомленными о всех фактах, касающихся Порошенко и его офшоров. Но это может произойти лишь в том случае, если президент и его советники продолжат сохранять прозрачность, а журналистские расследования будут профессиональными и объективными.
Адриан Каратницкий — старший научный сотрудник Атлантического совета и содиректор его украинской программы в Европе.
Алан Райли — эксперт по международному праву, является старшим научным сотрудником Атлантического совета и Institute for Statecraft, Temple Place, Лондон.
Источник: Ukrainian innocent caught in Panama Papers web