Новая церковь Украины

14 января 2019, 14:54 |
Как пойдет процесс ее признания другими поместными церквями.
Подписание томоса об автокефалии Православной церкви Украины. Фанар, 5 января 2019.

После получения томоса и рождения автокефальной поместной Православной церкви Украины (ПЦУ) начнется процесс признания ее со стороны других сестер-церквей. Но как долго и в целом беспроблемно будет идти этот процесс? Прислушаются ли все предстоятели поместных церквей к призывам Вселенского патриарха Варфоломея и президента Петра Порошенко признать новую церковь Украины? У тех, кто следит за ситуацией в православном мире, есть ожидания, что большинство поместных церквей признают новую церковь.

Новообразованная Православная церковь Украины (ПЦУ) стала автокефальной поместной церковью — одной из 15 поместных церквей, которые образуют мировую православную семью.

Получив томос из рук Вселенского патриарха Варфоломея 6 января 2019 года, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний стал братом другим предстоятелям поместных церквей, а украинская церковь — церковью-сестрой.

Теперь должен начаться процесс признания её со стороны других церквей.

Перед вручением томоса патриарх Варфоломей направил письмо всем предстоятелям поместных церквей, в котором выразил надежду, что его братья-предстоятели знают о «желании и высказанном стремлении Украины» получить автокефалию. Он также выразил надежду, что украинская церковь будет признана другими церквями, и что митрополита Киевского и всея Украины должны вспоминать в диптихе после Православной церкви Чешских земель и Словакии — то есть на 15-м месте.

«Если мы решим игнорировать наших братьев, которые переживают моменты агонии в Украине, мы не будем иметь никакого оправдания в судный день», — подчеркнул патриарх Варфоломей в своем письме.

А президент Украины Петр Порошенко призвал поместные православные церкви мира признавать автокефальную ПЦУ во время рождественской литургии в Софийском соборе, первого богослужения после предоставления томоса.

«Мы призываем все мировые православные церкви признавать её (ПЦУ) как сестру, вспоминать под именем "Святая церковь Украины", как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев. Сердце Киева — Святая София. И ее тысячелетние стены дождались события, о котором мечтало не одно поколение украинцев», — сказал президент Порошенко.

 


Президент Петр Порошенко и митрополит Епифаний заносят томос в Святую Софию в Киеве на Рождество. 7 января 2018 года.

 

Факторы, способствующие признанию

Есть несколько факторов, которые дают основания надеяться на признание без лишних задержек новой автокефальной церкви другими церквями.

  • Во-первых, создание ПЦУ состоялось канонически, и Церковь-мать дала автокефалию церкви-дочери, а томос был оформлен и выдан канонически и вручен, без всяких нарушений;
  • ПЦУ согласилась с рекомендацией Константинополя и приняла «скромную» модель митрополии во главе с митрополитом, а не патриархат с патриархом, по крайней мере пока;
  • Были учтены пожелания Константинополя и патриарх Филарет и митрополит Макарий не выдвигали свои кандидатуры на предстоятеля новой церкви;
  • В Объединительном соборе принимали участие и представители УПЦ (МП), которые к тому же, как ожидалось, займут главенствующие места в иерархии ПЦУ;
  • Переход приходов в новой церкви, который уже исчисляется десятками, происходит мирно и бесконфликтно;
  • Патриарх Варфоломей действует с выдержкой и не поддается, по выражению одного издания, на «истерику со стороны РПЦ», а митрополит Епифаний во время Рождественского богослужения в Софийском соборе повел себя благородно и вспомнил предстоятелей всех поместных православных церквей, в том числе и патриарха РПЦ Кирилла.

«Предстоятель украинской церкви вспомнил предстоятелей всех других поместных православных церквей. Сделал он это в соответствии с диптихом Константинопольского патриархата, согласно схеме и традиции православного богослужения», — прокомментировал Андрей Юраш, глава департамента по вопросам религий Министерства культуры.

Еще фактором, который будет способствовать признанию, является активная поддержка автокефалии со стороны украинской власти — и это выводит тему признание на межгосударственный уровень, а не только на уровень чисто церковной дипломатии Константинополя.

 

Ситуация в православном мире

Эту ситуацию авторитетный греческий сайт, который освещает православную тематику, Orthodoxia.info назвал «боевыми лагерями», объясняя, что церкви-сестры разделились в украинском вопросе.

По мнению сайта, признание займет определенное время, и для многих предстоятелей признание новой церкви «стало головной болью», учитывая, как разошлись позиции Константинополя и Москвы.

«Сейчас трудно проанализировать степень силы каждой церкви и отнести наверное их предстоятелей к тому или другому лагерю», — пишет на сайте его редактор Андреас Лударос.

Важной будет позиция древних патриархатов, где самый авторитетный, первый по чести в мировом православии — Вселенский патриарх — дарил томос и попросил других братьев-предстоятелей признать новую церковь, которая уже теперь имеет томос.

Вторым в диптихе является Александрийской патриархат, который возглавляет патриарх Феодор Второй. По традиции с давних времен, этот патриарх имеет очень солидный титул и среди прочего называется «Тринадцатым апостолом» и «Судией вселенной».

Как пишут, сам патриарх, который не так давно побывал в Одессе, может и хотел бы сыграть роль посредника между Москвой и Константинополем и занять нейтральную позицию в украинском вопросе, но «на самом деле, Александрийский Синод, похоже, не хочет идти этим путем», а предпочитает занять выжидательную позицию, и, следовательно, есть надежда на признание ПЦУ со стороны Александрии.

Что касается Антиохийской церкви, которую возглавляет Иоанн Десятый, то она до войны в Сирии не выступала против автокефалии для Киева и поддерживала совместные заявления остальных православных церквей во главе с Константинополем.

«Антиохийский патриархат находится в сфере влияния российской церкви, — объясняет религиовед Дмитрий Горевой. — Большое влияние имеет присутствие российских войск в Сирии».

Еще один давний патриархат — Иерусалимский — имеет престиж от того, что он расположен в Иерусалиме, а оттуда ведет историю мировое Христианство.

«Очень невероятно, чтобы Церковь на Святой Земле поставила под сомнение авторитет Вселенского патриарха», — отмечает Лударос, считая, что Иерусалимская церковь признает ПЦУ без проблем.

 

Европейские патриархаты

Отдельно выносят позицию Сербской церкви, которую возглавляет патриарх Ириней. Уже после предоставления томоса Православной церкви Украины Ириней сказал, что Константинопольский патриарх принял «политическое решение, узаконив раскол».

Но при этом Ириней отметил, что Сербская церковь «не болеет ни за одну из сторон, а руководствуется только канонам».

Обозреватели отмечают, что Сербская церковь не имеет ничего против Украинской церкви как таковой, а скорее руководствуется соображением о том, что украинский томос может активизировать усилия православных церквей Македонии и Черногории активнее добиваться автокефалии.

Во время визита в Белград в начале июля прошлого года с патриархом Иринеем встречался президент Петр Порошенко.

Болгарская церковь, которая вместе с Антиохийской и Грузинской, а также РПЦ, не участвовала во Всеправославном соборе на Крите в 2016 году, который собирал патриарх Варфоломей, сейчас активно не выражает позицию по украинскому вопросу.

Кто-то считает Болгарскую церковь близкой к РПЦ, а кто-то говорит, что это является преувеличением. Известно, например, что представитель Болгарской церкви митрополит Даниил как-то спросил, почему ранее патриарх Варфоломей не признал украинскую автокефалию.

Румынская церковь, как считается, может быть одной из первых, кто признает украинскую сестру — патриарх Варфоломей принимал участие в освящении самого высокого православного храма в мире в Бухаресте в конце 2018 года и его тепло принимал Румынский патриарх Даниил.

«Я уверен, что Румынская православная церковь будет принимать участие в сохранении единства и праведности церкви», — сказано в послании Вселенского патриарха епископату Румынской церкви, когда он был в Бухаресте и в котором он просил признать украинскую автокефалию.

Относительно Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, то греческий сайт называет их одними из «самых русофильских», а с другой стороны, официальный Киев активно вел работу в Польше, Чехии и Словакии в плане церковного признания ПЦУ.

 

Грузинская церковь

Еще один патриархат — Грузинская православная церковь (ГПЦ). Она сообщила 6 января, в день получения украинского томоса, что выразит свою четкую позицию относительно получения канонической автокефалии ПЦУ, когда ознакомится с текстом томоса. Об этом заявил местоблюститель патриаршего престола ГПЦ митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири).

Он добавил, что дата нового Синода, который должен рассмотреть этот вопрос, еще не известна. А грузинские СМИ напоминают, что Синод собирается зимой и летом, и что после декабрьского заседания теперь Синод должен собраться где-то в начале июня.

В Грузинской церкви есть опасения, что в случае поддержки украинской автокефалии РПЦ может официально отобрать из ее подчинения территорию сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии, которые сейчас неподконтрольные ГПЦ фактически, но РПЦ формально признает эти регионы канонической территорией Грузинской православной церкви.

Как бы там ни было, многие грузинские церковные деятели, политики и обозреватели настаивают на признанных ПЦУ.

Например, религиозный обозреватель журнала «Табула» Леван Сутидзе отмечает: «Грузинская православная церковь крутится на «российской орбите», и Синод это не раз подтверждал. Не важно, сколько членов Синода поддерживают автокефалию Украинской церкви. Главное — это позиция Католикоса-патриарха Грузии Ильи Второго. Против его воли не пойдет ни один член Синода», — считает Сутидзе.

«Такое затягивание украинского вопроса — это большой позор, особенно когда члены Синода очень хорошо понимают, что украинская церковь заслуживает автокефалию канонически, морально и политически. Неужели Грузинская церковь не помнит, что сама была порабощена Российской империей?!», — добавляет грузинский обозреватель.

А лидер движения «Европейская Грузия», экс-спикер парламента Давид Бакрадзе, например, сказал: «Украинский народ, украинская церковь, украинские верующие — они действительно заслужили независимую и автокефальную церковь... Что касается Грузинской церкви... я уверен, что решение Священного синода (ГПЦ) будет соответствовать государственным интересам нашей страны и каноническому законодательству».

 

Остальные церкви

Что касается Албанской церкви, то архиепископ Анастасий «не повернется спиной к Фанару», как отмечает сайт Orthodoxia.info, подразумевая под Фанаром район Стамбула, где расположен Вселенский патриархат.

Также и Кипрская церковь, во главе которой архиепископ Хризостом, всегда поддерживает Константинополь. Он был одним из нескольких предстоятелей, которые открыто поддержали патриарха Варфоломея в украинском вопросе.

Относительно Греческой церкви, то она, как ожидается, не пойдет против патриарха Варфоломея, а тот факт, что митрополит Епифаний учился в Афинском университете и говорит по-гречески, может быть дополнительным аргументом в пользу признания ПЦУ Элладской церковью.

«Союзники (Москвы) — Сербия, Болгария, и, естественно, Антиохийский патриархат, благодаря своей близости к Сирии и отношениям России с режимом Асада. Те, кто не высказывался (по украинскому вопросу), как Греческая церковь, становятся на сторону Вселенского патриарха», — считает профессор международных отношений Университета в Северной Греции Илиас Коусковелис.

А комментатор Никос Констандарас пишет в колонке в газете The New York Times, что на сторону РПЦ могут стать Польская, Сербская церкви и Антиохийский патриархат.

«Как и в большинстве расколов в истории Христианства, нынешний также определяется как realpolitik и национальными интересами, так и догмами. Канонические нормы могут определять политическое поведение, так же, как и политика часто влияет на церковный ход событий», — отмечает обозреватель.

А почетный патриарх Филарет не так давно спрогнозировал, что украинскую церковь признают все — кроме РПЦ, а также Сербского и Антиохийской церквей.

В интервью «Радио Свобода» он, однако, отметил, что в перспективе все церкви признают украинскую, включая русскую.

«Томос Вселенского патриарха Варфоломея поддерживает сейчас много поместных церквей. Некоторые православные церкви не поддержат. Но в будущем поддержат все. Другого пути нет, — сказал Филарет. — И в будущем все православные церкви признают украинскую церковь. Почему? Потому что она большая».

 

Что такое томос и автокефалия — объясняем популярно

6 января 2019 года в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил томос об автокефалии предстоятелю Православной церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию.

Что это значит:

  • Томос (греч. τόμος) — указ синода и/или главы поместной православной церкви по важным вопросам церковного устройства или вероучения; последнее время чаще всего касается решения церкви-матери о предоставлении автокефалии новой поместной церкви.
     
  • Автокефалия (ст.греч. αὐτοκεφαλία) — самостоятельность поместной церкви, административно независимой от других православных церквей, но единой с ними канонически.

 

Новейшая предыстория

  • В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить томос об автокефалии Православной церкви в Украине и объявил о намерении создать единую поместную церковь. Верховная Рада обращение президента поддержала.
     
  • 10 сентября 2018 года патриарх Варфоломей направил в Киев двух экзархов, которые должны были подготовить почву для создания автокефальной церкви.
     
  • 11 октября синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле:
    • подтвердил свое предыдущее решение продолжить процесс предоставления автокефалии украинской церкви;
    • лишил юридической силы свое синодальное письмо 1686 года о поручении Московскому патриарху обязанности посвящать церковно подчиненных Константинополю митрополитов Киевских, которое Русская церковь трактовала, как якобы передачу Киевской митрополии Москве;
    • восстановил в епископском или священническом сане и в церковном общении с мировым православием руководителей непризнанных Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви и вверенные им священства и верующих;
    • объявил о возобновлении своей ставропигии (представительства) в Киеве.
       
  • 15 декабря 2018 года объединительный собор в Киеве в составе иерархов и верующих самораспущенных до того момента УПЦ КП и УАПЦ, а также двух епископов УПЦ (МП) объявил о создании единой поместной православной церкви. Ее в сане митрополита Киевского и всея Украины возглавил Епифаний (Сергей Думенко), на тот момент местоблюститель патриаршего престола УПЦ КП.

 

Реакция Москвы и ответ на нее

  • Московский патриархат Русской православной церкви резко отрицательно отнесся к мерам Вселенского патриарха в деле создания единой поместной церкви Украины, разорвал евхаристическое общение с Константинополем и обратился к руководителям других православных церквей мира с призывом не вступать в церковное общение с созданной в Украине новой православной церковью.
     
  • 2 ноября 2018 года представитель Константинопольского патриарха при Всемирном совете церквей архиепископ Иов (Геча) заявил, что не исключает возможности предоставления автокефалии церкви и в Беларуси — если об этом попросят церковь и государство.

 

Ситуация в мировом православии

К предоставлению автокефалии Православной церкви Украины в мире было 14 признанных автокефальных церквей. По православному диптиху (перечню поместных церквей), в версии Вселенского патриархата (Московский патриархат имеет собственную, отличную версию) они располагаются в следующей иерархии:

  1. Константинопольская (более 2 миллионов верующих)
  2. Александрийская (более 6,5 млн)
  3. Антиохийская (1 млн 370 тыс.)
  4. Иерусалимская (130 тыс.)
  5. Российская (вместе со всеми ее подразделениями крупнейшая на это время — по ее оценкам, примерно от 90 до 120 млн верующих, при этом УПЦ (МП) составляет значительную ее долю)
  6. Сербская (10 млн)
  7. Румынская (16 млн)
  8. Болгарская (8 млн)
  9. Грузинская (4 млн)
  10. Кипрская (420 тыс.)
  11. Элладская (в Греции, 8 млн)
  12. Польская (500 тыс.)
  13. Албанский (700 тыс.)
  14. Чешских земель и Словакии (150 тыс.)
  15. Православная церковь Украины как последняя пока из созданных находится сейчас на 15-м месте.

 

Некоторые примеры предоставления томоса:

  • 1686 год — Константинопольский Вселенский патриарх Дионисий IV утвердил синодальное письмо Вселенского патриархата, в котором из соображений «икономии» (церковной целесообразности) поручал патриархам Московским рукополагать в сан вновь избранных поместным собором митрополитов Киевских — при том, что они оставались церковно подчиненными Константинополю и должны были поминать в молитвах именно Вселенского патриарха, а не Московского, как своего первоиерарха. Однако, Москва не выполнила этих условий и стала толковать решение, как якобы передачу Киевской митрополии в подчинение Московскому патриархату. Из-за того, что оригинал письма сейчас неизвестен, такую трактовку до недавнего времени повторял и сам Вселенский патриархат, пока летом прошлого года не обнародовал исторические документы, которые осветили содержание того письма. 11 октября 2018 года синод Вселенского патриархата отменил решение 1686 года, чтобы устранить основание для ложного трактования Москвой.
     
  • 1923 год — патриарх Константинопольский Мелетий IV издал томос об автономии (но не автокефалии) Эстонской православной церкви и принял ее в свою юрисдикцию.
     
  • 1924 год — патриарх Константинопольский Григорий VII подписал томос о предоставлении автокефалии Польской православной церкви (в первую очередь, для верующих из Западной Беларуси и Западной Украины). Русская православная церковь, которая контролировала этих верующих с Первой мировой войны, не согласилась с этим. После Второй мировой, когда СССР привел к власти в Польше коммунистов, ППЦ «добровольно» отказалась от томоса Константинополя и попросилась к РПЦ, которая сразу же предоставила ей томос уже от своего имени, хотя право предоставлять автокефалию имеет только Вселенский патриархат как Церковь-мать всех остальных поместных церквей. Московского томоса, в свою очередь, не признает Константинополь, но благодаря Томосу 1924 года ППЦ остается канонической.
     
  • 1937 год — была признана автокефалия Албанской православной церкви.
     
  • 1945 год — Болгарская православная церковь получила томос, которым была, по разным оценкам исторических событий, уже в третий или четвертый раз признана автокефалия этой церкви.
     
  • 1994 год — патриарх Московский Алексий II издал томос о предоставлении автономии Молдавской православной церкви (которая осталась частью Московского патриархата).
     
  • 1998 год — Вселенский патриарх Варфоломей издал томос об автокефалии Православной церкви Чешских земель и Словакии.
     
  • 2019 год — Вселенский патриарх Варфоломей вручил томос об автокефалии Православной церкви Украины.

 

Реклама