// Подписка на Google News
X
Нажмите Нравится
Мобильная версия Новости Украины Рейтинги Украины MH17 Выборы Коронавирус Лайфхак Война

Как Порошенко проиграл, получив своего премьера

21 апреля 2016, 00:05 |
Раньше Порошенко удавалось ловко направлять все недовольство властью на уничтожение популярности премьера Яценюка и его партии. Но теперь правительство возглавил человек президента, и уже Яценюк собирается возвращать себе популярность на критике власти в борьбе за президентский пост.
Как Порошенко проиграл, получив своего премьера
© Пресс-служба президента Украины

Прошедший четверг (14 апреля 2016 – ред.) должен был стать днем триумфа для Петра Порошенко. Его полугодичные усилия по устранению Арсения Яценюка с должности главы кабинета министров увенчались успехом. Заново сформированная коалиция не только уволила Яценюка, но и назначила его преемника и утвердила новый состав правительства вместе с его программой, чем обеспечила министрам годовой иммунитет от отставки.

Во главе нового кабмина встал близкий соратник Порошенко, бывший спикер Верховной рады Владимир Гройсман. В этой должности он был верным проводником президентских интересов в парламенте, порой добиваясь принятия необходимых законов с нарушением регламента. В прошлом Гройсман был мэром Винницы, где находится главная фабрика кондитерского концерна Roshen, принадлежащего украинскому президенту.

Уже почти месяц именно Гройсман рассматривался как главный кандидат в премьеры. После постоянных конфликтов Яценюка с Порошенко от премьерства Гройсмана все ожидали полной управляемости и координации своих действий с администрацией президента. Рассматривать ставленника Порошенко как самостоятельную фигуру никто не брался. Однако стоило Яценюку подать в отставку, и все сразу же изменилось.

 

Маневр Гройсмана

Заявив о своем желании уйти с должности премьера, Яценюк запустил интенсивный процесс финальных переговоров о кабинете его преемника. В том, что этим преемником будет именно Гройсман, уже никто не скрывал. На этой кандидатуре настаивала фракция Блока Петра Порошенко в Верховной раде; фракция Народного фронта во главе с Яценюком публично согласилась Гройсмана поддержать. Сюрприз преподнес последний, внезапно отказавшись занимать пост премьера после того, как во вторник сторонам так и не удалось согласовать состав будущего кабмина.

Причиной демарша стали разногласия по кадровым вопросам. Но если раньше Порошенко приходилось давить на Яценюка и его соратников, а также потенциальных участников переформатированной коалиции из более мелких фракций, среди которых «Батькивщина» Юлии Тимошенко и Радикальная партия Олега Ляшко, то теперь, когда был окончательно утвержден формат коалиции из двух фракций – Блока Петра Порошенко и Народного фронта, такая необходимость отпала. Вместо этого неожиданно пришлось спорить с одним из своих наиболее верных и надежных партнеров в собственной политической силе.

Гройсман пожелал устроить на министерские должности ряд своих соратников времен работы в Виннице. Но главным его требованием была замена президентского кандидата на должность первого вице-премьера Виталия Ковальчука. Ковальчук, первый заместитель главы администрации президента, является сильной политической фигурой, которая смогла бы стать альтернативным центром влияния в кабмине. Порошенко мог бы использовать его как предохранитель от излишней самостоятельности Гройсмана, чего последний изо всех сил старался избежать.

Компромисс удалось найти лишь спустя более чем сутки интенсивных переговоров. К вечеру среды наконец был оглашен список членов будущего правительства. Ковальчука в нем не было. Вместо него первым вице-премьером и главой Министерства экономики стал намного более слабый в политическом плане Степан Кубов, занимавший на тот момент должность представителя президента в Верховной раде. Правда, и «винницкий десант» оказался несколько меньше того, что изначально требовал Гройсман, которому также пришлось пойти на уступки.

Таким образом, Порошенко вместо полностью управляемого человека получил в кресле премьера амбициозного политика, который готов бороться за свою самостоятельность, как только для этого представился случай. И хотя поле для маневра у Гройсмана пока несравненно меньше, чем ранее было у Яценюка, обладающего второй по численности фракцией в парламенте, это уже вскоре может измениться. В парламентско-президентской республике, которой является Украина, обширные полномочия премьера позволят Гройсману при достаточном таланте привлекать дополнительные ресурсы, постепенно набирая политический вес.

 

Фрагментация парламента

Еще одна проблема, с которой теперь придется иметь дело Порошенко, – это ускоряющаяся дестабилизация парламента. Предыдущая коалиция из пяти фракций, пусть в последнее время и существовавшая скорее на бумаге, чем в реальности, имела конституционное большинство 300 голосов. Нынешний вариант из двух фракций, по словам нового спикера Верховной рады Андрея Парубия, на день голосования за новое правительство насчитывал 234 парламентских места.

Правда, даже Парубий не был уверен в названной им цифре, сказав, что он даст отдельное поручение, чтобы выяснить этот вопрос. На деле новая коалиция не имеет даже простого большинства в парламенте, для которого необходимо минимум 226 голосов. За увольнение Яценюка и назначение Гройсмана проголосовали лишь 206 депутатов Блока Петра Порошенко и Народного фронта. Остальные голоса из 257, которые были засчитаны за нового премьера, обеспечили преимущественно фракции «Видродження» и «Воля народу». Если первую связывают с украинским олигархом Игорем Коломойским, то вторую даже ряд депутатов из президентской партии называют проектом администрации президента. В ней, по их словам, собраны лояльные Порошенко бывшие представители Партии регионов Виктора Януковича.

Такая ситуация делает новую коалицию уязвимой для критики со стороны политических оппонентов. И если раньше в открытой оппозиции был лишь Оппозиционный блок, также состоящий из бывших регионалов, которые, правда, не нашли себя в новой конфигурации власти, то теперь к нему присоединились и бывшие партнеры Порошенко и Яценюка по коалиции. «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового и Радикальная партия Олега Ляшко тоже играют на противостоянии с властью. И если Оппозиционный блок, кроме социально-экономической повестки, активно критикует «политические преследования» бывшей власти и призывает к примирению с пророссийскими сепаратистами в Донбассе, то новые оппозиционеры, наоборот, видят в действиях Порошенко излишнюю мягкость в решении донбасской проблемы и попытки заигрывать с представителями старого режима.

Отдельной статьей проходит критика методов формирования новой коалиции, в которой новую оппозицию смущает не только сотрудничество с бывшими регионалами, но и использование «тушек» – депутатов, ситуативно меняющих фракции в парламенте, что с точки зрения закона является достаточно спорной практикой. Поскольку двум крупнейшим фракциям не хватало мандатов для формирования большинства, они интенсивно работали над увеличением своей численности, привлекая не только внефракционных депутатов, но и людей, прошедших в парламент в списках других фракций. В результате правящую коалицию уже обвиняют в узурпации власти и возвращении к практикам времен Януковича, когда «тушки» были привычным явлением.

За это президента критикуют не только бывшие партнеры по коалиции, но и его соратники. Четверо депутатов от Блока Петра Порошенко не голосовали за новое правительство, потому что не согласны с методами, которыми оно было образовано. С критикой выступил и одесский губернатор Михаил Саакашвили, ранее считавшийся близким президенту. В привычно пламенной речи он потребовал прекратить «этот междусобойчик и договорняк, который ведется насчет нового правительства». Он также призвал депутатов не голосовать за новый состав кабинета министров.

 

В центре внимания

Усиление контроля над правительством досталось Порошенко не только ценой дезинтеграции парламентского большинства. Сколько бы амбициозным ни был Владимир Гройсман, он воспринимается в сознании украинских обывателей как человек Порошенко, долгое время работавший с ним бок о бок и выполнявший его распоряжения. Именно поэтому теперь ответственность за действия правительства в массовом сознании также ляжет на плечи украинского президента, у которого раньше получалось успешно направлять недовольство медленными темпами реформ и коррупцией на уничтожение рейтинга Яценюка и Народного фронта.

Именно Яценюк был главным объектом критики со стороны президентских соратников, хотя большинство министров в его правительстве были президентскими креатурами. Теперь же Порошенко оказался в зеркальной ситуации – согласившись на потерю премьерского кресла, в Народном фронте сумели выторговать себе большее количество портфелей. Однако во главе кабинета отныне человек президента. Соответственно, весь негатив в публичном поле будет собирать именно Порошенко.

В Народном фронте особо не скрывают, что после отставки Яценюка перестанут сдерживать себя в критике президента, понимая, что их политической силе необходимо срочно реанимировать свой рейтинг, упавший до уровня статистической погрешности. Получится ли вернуть доверие избирателей – вопрос достаточно сомнительный. Что тем не менее не облегчает задачи президента, который теперь вынужден будет отвечать на критику еще и со стороны команды экс-премьера.

Последний, судя по всему, рассматривает свой уход с премьерской должности как старт президентской кампании. В день отставки премьер покинул зал, не дожидаясь голосования. Вместо привычного выхода из правительственной ложи сбоку от трибуны он прошел через депутатские ряды прямо к центральному входу. Через эти двери во время инаугурации в зал заседаний входят президенты.

 

Александр Голубов — украинский журналист, экономический обозреватель, сотрудник Deutsche Welle (Бонн).

Источник: Московский Центр Карнеги
 

В Украину прибыли американские РСЗО

В Украину прибыли американские РСЗО

Глава украинского министерства обороны Алексей Резников сообщил, что партия реактивных систем залпового огня HIMARS поступила в Украину.
Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Российские оккупанты перебрасывают часть войск и сосредотачивают усилия на установлении полного контроля над территорией Донецкой и Луганской областей.