// Подписка на Google News
X
Нажмите Нравится
Мобильная версия Новости Украины Рейтинги Украины MH17 Выборы Коронавирус Лайфхак Война

Насколько Украина продвинулась в экономической реформе?

12 ноября 2016, 19:55 |
Выступление экс-министра финансов Украины Наталии Яресько (Natalie Ann Jaresko) на Американо-украинском деловом совете (USUBC) 11 ноября 2016 года.
Наталия Яресько (фото из архива).

Дорогие друзья,

Рада быть снова с вами сегодня. Последний раз мы встречались почти шесть месяцев назад и обсуждали экономические реформы в Украине. Атлантический Совет (Atlantic Council) играет особенно важную роль в украинских делах, и я горжусь тем, что отныне я буду частью этого важного учреждения в качестве Почетного члена-нерезидента. Надеюсь, что смогу внести вклад в лучшее понимание успехов и вызовов, с которыми Украина сталкивается на этом критическом повороте своей истории, и работать вместе с моими уважаемыми коллегами в Совете с целью дальнейшего продвижения украинской повестки дня.

Что конкретно стоит на повестке дня? На повестке дня стоит развитие Украины как демократического государства, в котором царит верховенство права и существует конкурентоспособная экономика. Развитие Украины, которая станет важным конкурентоспособным игроком в современной глобальной экономике. И, особенно хочу подчеркнуть, Украины как страны, в которой царит мир. Коротко говоря, это должно быть государство, которое отвечает требованиям ее граждан, выдвинутым во время Революции Достоинства, с достойным уровнем жизни, что основывается на европейских ценностях и принципах. Я считаю, что единственным путем для достижения успеха является построение конкурентной экономики, которая бы привлекала национальных и иностранных инвесторов и создавала рабочие места. Это дало бы возможность населению улучшать стандарты жизни, развивать демократию и рыночные отношения, вдохновляло бы студентов, молодых предпринимателей и государственных служащих оставаться в Украине и вместе строить свое будущее.

Или продвинулись украинцы вперед в этом порядке дня? Да, мы продвинулись вперед. Или мы движемся достаточно быстро? Нет. Этому есть много причин, но я остановлюсь лишь на трех из них:

  • Усталость;
  • Интересы отдельных олигархических групп;
  • Популизм.

Давайте на минуту отступим от теории экономической реформы и перейдем к суровым реалиям, с которыми Украина сталкивается в течение последних лет. В Украине идет практически непрерывное падение экономики с момента начала мирового экономического кризиса в 2009 году, что привело к 15% падение национального ВВП. С начала 2012 до 2015 года ВВП находился в процессе стагнации или постоянного падения. Мы успешно вернули ситуацию к лучшему, и сейчас можем наблюдать около 1.5%-ного роста ВВП в течение этого года с отдельными прогнозами относительно 2%-ного роста на 2016 год. Политическая воля и приняты меры для улучшения ситуации были решающими:

  1. Глобальная поддержка в форме 25 млрд. долл. США пакета на стабилизацию платежного баланса: 17.5 млрд. долл. США из расширенного фонда финансирования МВФ, о которых мы вели переговоры весной 2015 года, и 7.5 млрд. долл. США двусторонних и многосторонних обязательств наших партнеров.
     
  2. Налоговое упорядочивание, благодаря чему мы сократили общий дефицит государственного бюджета свыше 10% до чуть более 2% ВВП в 2015 году, при этом предусмотрев 5% ВВП на оборону и безопасность. Мы увеличили акцизы, убрали некоторые налоговые льготы и расширили налоговую базу, при этом уменьшив наполовину очень высокий налог на заработную плату с целью начала процесса вывода из тени заработных плат.
     
  3. Реструктуризация долга, в результате чего (а) избежали дефолта; (б) сократили частный внешний долг на 20%; (в) отложили основные платежи на четыре года, чтобы дать стране передышку; (г) возобновили нашу платежную способность в рамках параметров, необходимых для того, чтобы оставаться в программе финансирования МВФ, что дало дополнительные 15 млрд. долл. США на поддержку платежного баланса в течение 4 лет. Это в целом составил 40 млрд. долл. США и закрыло прогнозируемую дыру.
     
  4. Мощная реформа в энергетическом секторе, включая поднятие газовых тарифов для населения до 100 процентов себестоимости, начиная с этого отопительного сезона, что привело к сокращению потребления и импорта газа, так же как и сокращение дефицита компании «Нафтогаз», который всегда покрывался государством. Этот дефицит в 2014 году составлял в эквиваленте 10 млрд. долл. США и ожидается на уровне 0 в 2016 году. Благодаря глобальной финансовой поддержке в размере 1 млрд. долл. США, выделенной на приобретение газа, мы также имели возможность закупать газ по низким сезонным ценам, хранить его в наших подземных газовых хранилищах, и увеличить использование реверсного потока из Европы. Как результат, практически за год, нам не пришлось покупать газ у российского Газпрома. Мы убрали всех посредников, которые выкачивали десятки миллиардов долларов из газовой торговли, и устранили коррупцию, связанную с этим потоком денег. Благодаря принятому законодательству о рынке натурального газа стала возможной реформа Нафтогаза согласно Европейских энергетических правил, а также недавно Верховной Радой был принят закон относительно независимого регулятора в энергетической сфере.
     
  5. Проводится мощная работа по оздоровлению банковской системы. В очень фрагментированной и слабой банковской системе примерно в 80 из 180 банков было отозвано банковскую лицензию, что составляет около 25% активов банковской системы.

Я называю только некоторые из реформ, поскольку, честно говоря, их перечень является очень длинным. Достаточно отметить, что этот процесс реформ является самым длинным и самым успешным в истории Украины, который продолжается почти три года усилиями двух правительств и дал нам возможность получить третий транш МВФ всего несколько недель назад. Результатам этих героических мер части политического руководства Украины стали реальный рост ВВП, увеличение вложений в гривнах, что является сигналом к возобновлению доверия к банковской системе, сокращения инфляции, постепенное снижение процентных ставок по кредитам и увеличение кредитования.

Произошло украинское экономическое чудо, несмотря на мощный шок от оккупации около 7% нашей территории, которая давала 20% ВВП, несмотря на трагическую цену войны, а именно, 10000 погибших, 20000 раненых и почти 2 млн. внутренне перемещенных лиц, несмотря на гибридную войну Кремля, которая состоит не только из военных действий, но и также из кибератак, массированной пропагандисткой войны и вмешательства во внутренние дела нашего государства.

В мире нет такой страны, которая бы при таких ужасных обстоятельствах восстановила экономику в такой короткий промежуток времени. Тем не менее, эти реформы еще не являются необратимыми и много еще должно быть сделано, чтобы гарантировать их необратимость. Но это общая картина. Граждане Украины устали, и небезосновательно.

Реформы, о которых я упомянула, дали прекрасные макроэкономические результаты, возможность изменить положение к лучшему, избежать более глубокого и мучительного кризиса. Вместе, эти результаты имели болезненные последствия для населения. Закрытие банков негативно повлияло на вкладчиков, которым пришлось получать свои депозиты от Фонда гарантирования вкладов, и которые потеряли гораздо большие денежные средства, чем гарантированная сумма. Начальный влияние повышения тарифов для населения привел к росту инфляции в апреле 2016 года на 61% по сравнению с апрелем 2015 года. В итоге, 2015 год был очень тяжелым годом для рядовых граждан. Они имеют право быть уставшими. Но не только украинские граждане утомлены. Утомленные также те реформаторы в правительстве, которые толкают это настоящее камни вверх несмотря на все преграды, олигархическое лобби и популистов.

Когда я пришла в правительство в декабре 2014 года, Украина была в таком чрезвычайно глубоком кризисе, что политическая воля делать изменения была сильной и общей для всех политиков. Каждый понимал, что страна нуждалась в более решительных мер. Но произошло две вещи. Первое, как я только что отметила, нам удалось предотвратить кризис и стабилизировать экономику. Как результат, для многих это стало поводом уменьшить скорость проведения реформ. И второе, в то же самое время некоторые уже принятые и еще только запланированные мероприятия бросают реальный вызов отдельным олигархическим интересам.

Возьмем как пример очень успешное внедрение прозрачности в работе государства. Это включает E — data-прозрачное казначейство онлайн, которое было введено Министерством финансов, ПроЗорро — прозрачная онлайн система электронных закупок, внедренная Министерством экономики и система электронного декларирования, которая будет внедрена в ближайшее время, и которая требует от всех государственных служащих декларировать их состояния и доходы. Запроваджнення указанных механизмов является очень важным для того, чтобы деятельность правительства стала более ответственной и прозрачной, и чтобы гражданское общество было в состоянии ставить под вопрос и исследовать потенциальные неправомерные действия, злоупотребления или просто неправильные решения. В то же время, успех этих реформ часто замедленный или ограничен сопротивлением со стороны отдельных олигархических групп. Система ПроЗорро могла бы сделать гораздо больше, если бы органы местного самоуправления использовали бы ее так тщательно и всеобъемлюще, как и центральный аппарат. И это не удивительно, что правительство до сих пор не полностью использует эту систему, поскольку благодаря ей получают финансирование через позорі и конкурентные тендеры, что крайне невыгодно отдельным олигархическим группам.

Так же и меры, направленные на увеличение прозрачности в государственных предприятиях, начатые в 2015 году, замедлились. Проведение международного аудита нуждались 46 государственных предприятий. Только на 24-х из них проверка завершилась, на других 12-ти проверка продолжается, и на последних 10-ти кажется, что проверка заблокирована. Опять таки, могу только предположить, что это происходит через сопротивление отдельных олигархических групп.

Да, усталось является первой причиной. Второе, это отдельные олигархические группы, которые разрушают изменения, которые происходят и должны произойти в ближайшее время. Но я не могу не упомянуть о третьем элементе, который замедляет ход реформ. И это популизм.

Конечно, популизм существует не только в Украине. Однако, его риск в Украине является большим, особенно потому, что реформы на сегодняшний день не выглядят необратимыми. Политические партии, в частности, которые не представлены в правящей коалиции и правительстве, видят возможность воспользоваться утомленностью граждан и реформаторов, при этом объединившись с отдельными олигархическими группами, которые сопротивляются глубоким реформам. Популисты бросают дешевые и простые ответы, которые звучат невероятно, как например «Домашний газ должен быть бесплатным», и обманывают людей тем, что есть какой-то другой путь восстановления экономики. Это является особенно опасным в Украине через постоянную угрозу досрочных парламентских выборов. Таким образом, скорость комплексных и сложных реформ страдает от реального страха, что популисты используют такие реформы, чтобы продвигать свою политическую линию, которая в конце концов ускорит проведение досрочных выборов и полностью сотрет повестку дня реформ, что сведет на ноль значительный прогресс, который сделала страна.

Усталость, отдельные олигархические группы и популизм. Что надо сделать для продвижения вперед? Что надо сделать для восстановления и увеличения стимула продолжать и ускорять структурные реформы, которые выходят за рамки макроэкономической стабилизации? Что надо сделать для (1) усиления политической воли для борьбы с отдельными олигархическими группами? (2) обеспечение механизмов, которые необходимы реформаторам и гражданскому обществу, чтобы двигаться вперед? (3) напрямую служить обществу? и (4) устранить основания для популистских фальшивых истин и избежания негативного влияния популизма, который принесет только беспорядок и упадок?

Я считаю, что мы должны подпитать поддержку реформ и реформаторов. Мы должны завоевать сердце и разум украинского общества. Это можно сделать, если международное сообщество объединится в своих рішучіх действиях так, как это происходило в начале 2015 года, но на этот раз не просто предоставлением средств на покрытие платежного дефицита, дефицита бюджета, восстановления резервов Нацбанка. Я предлагаю, чтобы консорциум наших международных партнеров оказал нам существенную финансовую поддержку размером в $25 млрд и сроком на пять лет в виде Инфраструктурно-Инвестиционного Фонда. Эти средства будут поступать от приватизации держвних предприятий и использоваться для дальнейшего структурного реформирования страны, а именно на налоговую и таможенную реформу, реформу медицины, образования и тому подобное. Консорциум будет включать такие организации, как ЕБРР, Мировой Банк, Европейский инвестиционный банк, KFW, международных и двусторонних партнеров, а также публично-частных партнеров.

Он должен быть максимально широким для того, чтобы создать и поддерживать политическое давление для проведения реформ, которые предусматриваются условиями предоставления средств. Это должно быть в форме инвестиций, но не дотациями в бюджет, не вливанием в резервы Нацбанка, а в реальные ресурсы, инфраструктуру, основные средства такие, как дороги, мосты, речной транспорт, материальная и техническая модернизация органов управления, включая налоговые и таможенные структуры. Кроме того, существенную часть средств нужно направить на модернизацию школ, больниц и других сфер, реформирования которых существенно улучшит жизнь наших граждан, поскольку вливания в бюджет и НБУ не заметны для обычных граждан. Школы, больницы, дороги, электронное правительство — это то, с чем сталкивается человек каждый день и что существенно влияет на качество ее жизни.

Если совместить Инфраструктурно-Инвестиционный Фонд с уже с действующей в Украине макроэкономической программой МВФ, мы создадим двойную систему помощи, которая будет дополнять друг друга, а именно программа МВФ будет продолжать создавать необходимую макроэкономическую основу для ревитализации экономики страны, в то время как другая будет доказывать гражданам, что иногда болезненные реформы являются крайне необходимыми, поскольку они действительно улучшают повседневную жизнь украинцев.

Один из важнейших выводов, которые я сделала, находясь на посту Министра финансов, это то, что надо действовать очень быстро. Время играет ключевую роль, когда мы говорим о том, что необходимо успеть построить доверие среди населения к действиям правительства до того времени, как популисты и отдельные олигархические группы существенно замедлят или даже сведут на ноль наши усилия по реформированию страны. Публично-Приватный Инвестиционно-Инфраструктурный Фонд с $25-ю миллиардной инвестицией в публичную инфраструктуру, которая обусловлена проведением структурных реформ, должен был бы стать влиятельным инструментом для формирования политической воли и поддержки реформаторов и гражданского общества, которые работают 24 часа в сутки ради реформирования страны, и заставить популистов замолчать и не тянуть страну назад.

Украина — это страна необычайной выносливости. Украина — это страна необычайной мужественности. Украина — это страна необычайной силы. Она доказала, что может и будет внедрять сложные и зачастую достаточно болезненные реформы. Чтобы не дать этому двигателю остыть, я предлагаю, чтобы международное сообщество с новой силой поддержала структурные реформы через Инфраструктурно-Инвестиционный Фонд, что сделает граждан Украины нашими союзниками в этом чрезвычайно важном процессе и обеспечит необратимость уже достигнутого успеха.

Спасибо.

 

В Украину прибыли американские РСЗО

В Украину прибыли американские РСЗО

Глава украинского министерства обороны Алексей Резников сообщил, что партия реактивных систем залпового огня HIMARS поступила в Украину.
Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Российские оккупанты перебрасывают часть войск и сосредотачивают усилия на установлении полного контроля над территорией Донецкой и Луганской областей.