Украина выдала России беженца, который просил политического убежища
Тимур Тумгоев был задержан в международном аэропорту «Харьков» 17 июня 2016 года по запросу об экстрадиции Генеральной прокуратуры (ГП) РФ. По информации ОП РФ Тумгоев совершил ряд преступлений, связанных с участием в террористической деятельности и привлечен к уголовной ответственности по статьям 205.3, 205.5, 208 Уголовного кодекса (УК) РФ.
После задержания к Тумгоеву применили временный арест, а после этого – экстрадиционный арест, который длился больше года — до 20 июля 2017 года
После его задержания Тумгоев обратился к Государственной миграционной службы (ГМС) с заявлением о предоставлении ему статуса беженца из-за угрозы его жизни и здоровью в России, связанные с религиозной принадлежностью. ГМС даже не стала рассматривать его заявление, а просто отказала в его принятии, несмотря на предоставленную ей информацию относительно многочисленных случаев нарушений прав человека на Северном Кавказе, включая похищения людей, убийства, пытки и незаконное лишение свободы людей, принадлежащих к оппозиционных политических движений и исповедуют ислам.
В ноябре 2016 года Тумгоев через представителя обжаловал в суде отказ в принятии его заявления о получении убежища. В мае 2017 года Харьковский окружной административный суд отказал ему в иске, но в июле 2017 года Харьковский апелляционный административный суд отменил решение суда первой инстанции и обязал миграционную службу повторно рассмотреть вопрос о принятии заявления Тумгоева для рассмотрения.
В августе 2017 года миграционная служба Харьковской области отказала ему в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем. Заявитель обжаловал такое решение сначала в ГМС Украины, а после отказа в удовлетворении ней его жалобы – вновь в административный суд. 5 мая 2018 года административный суд первой инстанции отказал Тумгоеву в удовлетворении его иска и это решение 9 июля 2018 года было оставлено без изменений судом апелляционной инстанции.
На решения апелляционных судов первой и апелляционной инстанций представитель заявителя подал кассационную жалобу, по которой открыто кассационное производство .
11 сентября 2018 года, вечером, сразу после приезда в Харьков из Киева Тумгоева задержали сотрудники правоохранительных органов, доставили его в помещение полиции возле Центрального рынка, где в 23:50 следственная Холодногорского ОП ГУНП в Харьковской области Корнеева Я. Ю. составила протокол о его задержании в порядке ст.ст.208, 582 УПК Украины.
Следует обратить внимание на то, что после изменения ему больше года назад пресечения на личное обязательство Тумгоев добросовестно исполнял все обязанности, возложенные на него судом при избрании ему меры пресечения в виде личного обязательства, в частности, каждые два месяца появлялся в суд для продления ему срока действия меры пресечения. Даже если проигнорировать тот факт, что руководство Генеральной прокуратуры Украины не считает возможным не выполнять свои обязанности по международным договорам Украины пренебрегло прямому указанию Комитета по правам человека ООН не выдавать Тумгоева в России до завершения рассмотрения его дела Комитетом, оно сознательно пошло на грубое нарушение положений Конвенции по защите прав человека и основных свобод и украинского законодательства.
В соответствии с параграом1 статьи 5 Конвенции, никто не может быть лишен свободы, кроме определенных случаев и в соответствии с процедурой, установленной законом. В частности, в случаях депортации или экстрадиции может применяться выполняться только законный арест или задержание.
Тумгоева больше двух лет назад уже задерживали с целью экстрадиции (17.06.2010 года ) и 20.07.2017 года его освободили под личное обязательство, после чего он добросовестно исполнял установленные судом обязанности, в частности, каждые два месяца являлся в суд для участия в судебном заседании о продлении срока действия меры пресечения.
Следует отметить, что в протоколе задержания в качестве основания задержания указано: «если лицо застали во время совершения преступления или покушения на его совершение, при этом в графе «Квалификация уголовного правонарушения» указаны статьи УК РФ, предусматривающих ответственность за причастность к организации и деятельности террористической организации (незаконного вооруженного формирования).
Итак, Тумгоев был задержан за утверждаемое органами власти РФ совершение тех же преступлений, за которые он уже задерживался ранее и в связи с которыми суд уже освободил его из-под стражи, а Комитет ООН по правам человека запретил его выдачу в Россию. Очевидно, что это основание для задержания является фальшивым, поскольку Тумгоев никакого преступления в момент его задержания 11 сентября не совершал.
Даже, если он был задержан по утверждаемое органами расследования РФ совершения новых преступлений, то тогда в соответствии с положениями ст.582 Уголовно-процессуального кодекса он должен быть в течение 60 часов доставлен к следственному судье для избрания меры пресечения или уволен.
Но задержанный Тумгоев исчез, к Изолятору временного содержания в г. Харькове он не доставлялся (а задержанное лицо не может содержаться в органе расследования без проведения с ним процессуальных действий более трех часов), прокурор прокуратуры Харьковской области Н.А. Белоусенко, который осуществляет надзор за экстрадиционным производством, по телефону утверждал, что ему неизвестно местонахождение Тумгоева. Следственные органы не сообщали о местонахождении его подзащитного, как и о намерении проводить с ним процессуальные действия.
12 сентябя адвокат В.Глущенко подал жалобу в суд относительно незаконного задержания своего подзащитного с требованием его немедленного освобождения.
По неофициальной информации Тумгоева после задержания тайно выдали в Россию. Если так произошло, то это еще один пример произвола украинских правоохранительных органов, которые пренебрегают национальным и международным законодательством, предписаниями высшего международного органа в области прав человека, не говоря уже о правах самого человека.
Ведь, согласно ч. 4 ст. 590 Уголовного процессуального кодекса Украины, решение о выдаче не может быть принято, если лицо подало заявление о признании ее беженцем, воспользовалась соответствии с законодательством правом на обжалование решения об отказе в предоставлении этого статуса, до окончательного рассмотрения заявления, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины, то есть до принятия решения кассационным судом. А в кассационной инстанции уже был назначен состав суда.
Кроме того, высылка или принудительное возвращение лица, которое может быть признано беженцем, в страну, где его жизни или свободе грозит опасность, запрещена ст. 3 Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 г., а также такими международными договорами Украины как Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г.
Геннадий Токарев, адвокат, правозащитник, член Харьковской правозаитной группы.