Не стало Богодара Которовича
В 1967 году после окончания московской конверватории Богодара Которовича распределили в Новосибирск, но стараниями дирижера Киевского театра оперы и балета, легендарного Стефана Турчака распределение быстро отменили, и молодой скрипач вскоре приехал в Киев, где стал концертмейстером Государственного симфонического оркестра УССР, которым в то время руководил Турчак. Параллельно Которович преподавал на кафедре скрипки в Киевской консерватории, много гастролировал. В 1971-м Богодар Которович завоевал гран-при авторитетного конкурса им. Никколо Паганини в Генуе.
Позже Которович имел еще две символические встречи с Паганини: спустя 20 лет он судил участников генуэзского конкурса, а в мае 1999 года он отыграл два аншлаговых бенефиса в Национальной опере на знаменитой паганиниевской скрипке Cannone работы Гварнери, которую на два вечера доставили в Киев специальным рейсом. Богодар Которович до сих пор остается единственным скрипачом-неитальянцем, которому доверили этот инструмент.
В 1984 году Богодар Которович создал инструментальный ансамбль «Киевские солисты». Выступления проходили настолько успешно, что уже через год художественный руководитель коллектива стал лауреатом Шевченковской премии.
В 1994 году его пригласили преподавать в Сиднейской консерватории, но, несмотря на расстояние, его отсутствие в Украине почти не ощущалось, а в 1995 году в Харькове уже открывал первый международный конкурс юных скрипачей, носящий его имя.
Сегодня «Киевские солисты», где играют ученики самого Которовича, является одним из лучших в Украине камерных оркестров. Вообще среди исполнителей, определяющих современное лицо украинской скрипичной школы, его ученики составляют абсолютное большинство.
В 2002-м Богодар Которович блистательно дирижировал Национальным симфоническим оркестром: исполняли увертюру к моцартовской "Волшебной флейте", после чего маэстро заявил, что мечтает дирижировать оперой. «Мне уже 60, и надо бы поторопиться»,– кокетливо заметил он тогда, но за семь лет так и не нашел лишней минутки в своем плотном графике. Он и умер в движении, поднимаясь по лестнице к дверям квартиры.
По материалам: Коммерсант