// Подписка на Google News
X
Нажмите Нравится
Мобильная версия Новости Украины Рейтинги Украины MH17 Выборы Коронавирус Лайфхак Война

Помогать Украине нет смысла — американский публицист

Марвин Калб говорит, что не стоит помогать Украине, потому что у нее нет никаких шансов построить жизнеспособную экономику и демократию, а Россия считает ее своей неотъемлемой частью.
Нина Хрущева и Марвин Калб.

Не стоит помогать Украине, потому что у нее нет никаких шансов построить жизнеспособную экономику и демократию, а Россия считает ее своей неотъемлемой частью – об этом на презентации собственной книги говорил американский журналист и публицист Марвин Калб (Marvin L. Kalb).

В одной из уважаемых организаций США в Институте Брукингса состоялась презентация книги Марвина Калба Imperial Gamble: Putin, Russia and the New Cold War («Имперская рискованная игра Путина: Россия и новая холодная война»). Калб является исследователем Института Брукингса и старшим советником Центра Пулитцера. Он является автором трех книг и более 30 лет был одним из самых известных в США журналистов. Работал на телеканале CBS, возглавлял Московское бюро NBC News. Кульминацией его карьеры стала работа ведущим культовой американской программы Meet the Press («Встреча с прессой»). Также он является основателем Центра прессы в Гарвардском университете.

Во время презентации в Брукингсе он начал с ознакомления аудитории с некоторыми фактами из истории России и Украины, объясняя, что действия Владимира Путина в значительной степени продиктованы общей историей двух стран.

«Мое ощущение, что российский президент Путин был обеспокоен событиями в Украине, начиная с тех пор, когда Украина откололась в 1991-м году, и стала независимой нацией, впервые в своей истории. Я знаю, что были две короткие моменты в 20-м веке, когда Украина заявила о своей независимости, но это было всего на короткое время».

Калб подчеркнул, да, Украина — всегда была частью России, а реакция Путина вполне оправдана.

«На протяжении всей истории Украина была частью России, психологически, территориально. И россияне начали думать об украинцах как о далеких двоюродных братьях, которые где-то там занимаются своими делами, но не являются по-настоящему независимыми от нас, россиян.

Но когда они стали независимыми, они начали делать такие вещи, как Оранжевую революцию в 2004-м году. Путин, который является человеком, который боится толпы, он не контролирует (...), вдруг увидел в 2004-м году очень большую толпу в Киеве, которая призвала к увеличению демократии, и для него это было неприемлемым предложением».

Калб заметил, что аннексия Крыма нанесла удар по мировому правопорядку, но и здесь ему нашлось, что сказать в оправдание действий Путина. Он рассказал, что Крым завоевала Екатерина Великая, а Никита Хрущев передал Крым Украине, когда та была советской республикой, а значит это мало что значило.

Потом Калб ознакомил полностью заполненный зал в Брукингсе с древней историей региона:

«Для россиян Украина всегда была частью ее территории. Надо вернуться обратно на 1 000 лет и посмотреть на место, которое называется Киевская Русь, которая была центром оживленной торговли и чьей столицей был Киев до того времени, как контроль над ним взяли монголы в 1240-м году и просто стерли город с лица земли. В это время Киевская Русь, которую российские историки описывают как «Первая Россия», дала ростки того, что стало «Второй Россией» вокруг Москвы. Это та Россия, с которой мы имеем дело сейчас. И русские всегда считали, что они цельные только тогда, когда Россия, Беларусь и Украина вместе. Тогда они имеют внутреннюю силу, не только военную, физическую, а также психологическую силу. Все российские лидеры всегда считали Украину частью России за то, что она православная, разделяет общие культурные корни, язык, и из-за этого Украина особенная для россиян».

С XIII века Калб, не теряя времени, перепрыгнул в век XXI — к дебатам относительно предоставления Украине современного оружия.

«У них (У России – Т.В.) есть первое право на Украину. Если Запад предоставит Украине много нового оружия для того, чтобы сдерживать русских, проучить их — независимо от целей — нет никакого шанса, что Украина сможет даже с дополнительным оружием, предоставленным Западом, выиграть военный конфликт с Россией».

Поставил под сомнение публицист не только оказание военной помощи США Украине, а и вообще любой:

«Может пройти поколение или два до того, как корни экономической стабильности и политической жизнестойкости войдут в почву в Украине, и она сможет стать страной, какой она хочет быть. Но сейчас тяжелые времена. Для нас верить в то, что предоставив на пару миллиардов долларов больше, мы сможем изменить ситуацию, я думаю, наивно. Я не думаю, что для нас на Западе является ответственным питать наивные мечты украинцев. Ведь именно они должны жить с реальностью, с тем, где они находятся. И эта реальность заключается в том, что они граничат с Россией. И у России есть свои идеи относительно того, чего она хочет».

Может ли Украина хотя бы надеяться самой определять свою судьбу? Когда? Только если русские на это согласятся, считает звезда американской журналистики:

«Однажды при власти будет российское и украинское руководство, которое сможет договориться относительно какого-либо приемлемого modus vivendi. И только на этой базе может быть создана реалистичная структура для построения новых отношений, которые в какой-то мере являются здоровыми между Россией и Украиной. Даже если это вообще возможно».

Про Путина Калб говорит с искренним восторгом.

«Этот человек — очень современный деспот. Он очень способный, потому что он очень умный и невероятно уверен в себе. Он может сесть с репортером, таким как Фридман (указывает на известного публициста Томаса Фридмана, который был одним из участников панели – Т.В.)и, несмотря на то, насколько сложные вопросы Том поставит в этом интервью, Путин сидит и отвечает 2-3 часа подряд без бумажки на любой вопрос. Он верит, что россияне любят и восхищаются сильным лидером. Он заходит иногда слишком далеко, сидя на лошади без рубашки, с рельефными мышцами, делая различные упражнения. Он очень необычный, умный, самоуверенный человек, который верит, что он может делать то, что не позволено другим».

Не надо загонять Путина в тупик, советует Калб, потому что это опасно. А в Украине своих целей он уже достиг, считает публицист.

«Его основной целью в Украине было всего лишь остановить, поставить определенную блокаду на движение украинской жизни в западном направлении. Для него украинская нация, связанная с Западом, то ли с ЕС то ли с НАТО, просто неприемлема. Пока он это остановил. И в этом плане он выиграл свою войну в Украине».

Другой участник панели правнучка Хрущева Нина добавила еще несколько аргументов относительно связи действий Путина с древней историей так, как их видят в России.

«Путин не только объединитель земель русских. Он также приносит в мир идею абсолютного христианства. В речи, посвященной аннексии Крыма, он говорил, и говорит все время — а он теперь и великий историк — как Россию окрестил Владимир Великий. И он прямой потомок. Это очень важно, что они покрестили Россию и он теперь возвращает эту крымскую территорию обратно к России».

Нина Хрущева, которая является профессором американского высшего учебного заведения «Новая школа» рассказала и о том, как в Кремле нашли древние связи России с Сирией:

«Санкт-Петербург, Ленинград, город с которого происходит Путин, был известен, особенно в 18-19-м веках, как Северная Пальмира. И Пальмира, конечно, для вас звучит как что-то очень знакомое, потому что это древний город в Сирии. И там в те времена была женщина-воин, которая была королевой-воином. Екатерина Великая также считала себя женщиной-воином».

«Моя первая реакция после прочтения этой книги: Почему такой хороший человек как Вы этим занимается?», — так начал свою часть выступление известный американский публицист Томас Фридман.

Фридман выразил сомнение, что Путиным движут непреодолимые силы истории. Тот скорее ее эксплуатирует в собственных политических целях.

«И что меня еще более беспокоит, это то, что он воюет во имя какой-то мистической, российской, царистской идентичности и национализма. Я вижу мужчину, на которого в меньшей степени влияет история, чем который эксплуатирует российскую историю в глубоко циничной манере, чтобы защитите то, что по сути является автократической клептократией», — заявил Фридман.

Про Путина он говорил с гораздо меньшим пиететом чем Марвин Калб. Путин проиграет, считает обозреватель, поскольку борется с наибольшими трендами современности — глобализацией, ростом технологий и снижением спроса на природные ресурсы, а главное — не верит в человеческий потенциал.

«Для меня это лидер, который является дураком. И лидеры, которые являются дураками, в конце-концов приведут свои страны к плохим результатам. Когда я смотрю на Путина, я вижу мужчину, который воюет с человеческой природой, стихией и законами Мура. И это добром не закончится. Он борется с человеческой природой в том смысле, что борется с ростом влияния людей. Он борется с природой, поскольку поставил будущее своей страны в зависимость от добычи природных ресурсов, тогда, когда, если мы не оставим большинство из них под землей, как человеческие существа, закончим как неудачный биологический эксперимент. И он борется с законом Мура в том плане, что он верит, что технологии, которые создали людей влияния, будут уменьшаться, тогда когда они бурно растут. Он по факту воюет с тремя крупнейшими силами на Земле одновременно».

Именно люди влияния, а не сферы влияния, по мнению Фридмана, определяют будущее собственных стран.

«На меня оказала большое влияние фраза одного известного украинского журналиста, который мне сказал, когда я был в Киеве последний раз: «Кто решил, что я должен быть в сфере интересов Владимира Путина?» И то что мы видим в Украине, — лабораторный тест новой истории. Это борьба между концепциями сфер влияния и влияния людей. Мы видим появление людей влияния, власть которых усиливают новые технологии. В России и Украине происходит столкновение старого взгляда Киссинджера о сферах интересов с появлением новых сил политического влияния, которые я называю людьми интересов».

Отвечая на вопрос относительно дальнейшего развития событий, Марвин Калб настаивал на своем видении, что Украина еще надолго останется у власти Путина.

«В тот момент, когда он почувствует, что Украина движется на Запад, он знает, что надо делать. Он начнет убивать людей, двигать войска, наступать на Донбассе. Российская армия абсолютно не способна отправиться на Киев. Они, наверное, могут за несколько дней сделать. Но для Путина нет смысла это делать. Он может контролировать будущее Украины, всего-навсего контролируя Донбасс».

В качестве доказательства того, что Украина не состоялась как государство, он привел то, как, в его представлении, организована украинская армия:

«Украинская армия сегодня и люди, которые в основном воюют на пользу Украины, — независимые военные группировки, которые финансируют и тренируют олигархи. Министр обороны не может отдать приказ, который все военные будут выполнять, потому что армия состоит из различных военных группировок».

Не забыл Калб и о разгуле коррупции в Украине.

За Украину заступилась Нина Хрущева:

«Очень трудно двигаться вперед, когда рядом существует страна, которая не хочет, чтобы ты двигался вперед. После Оранжевой революции ваши коллеги из New York Times, которые работают в Москве, ездят на несколько дней в Киев, как они говорят, чтобы почувствовать комфорт. Коррумпированная или нет, Украина имеет шанс двигаться вперед. И относительно войска. А почему они вообще вынуждены иметь войско? Много стран, если бы они оказались в подобной ситуации, в которую Россия поставила Украину, наверное, тоже проиграли бы военно. Их проблема заключается в том, что они вынуждены соответствовать требованиям государства, которой они не планировали быть. Они были известны как житница Европы и они хотят снова ею быть».

Впрочем, никто из оппонентов не пробовал поставить под сомнение понимание истории Калбом, на котором он строит свои политические рекомендации. Попыталась это сделать журналистка «Голоса Америки».

«То, что вы рассказали об истории, — о Киевской Руси, братстве трех народов — я помню из учебников советской школы. С того времени было сделано много исследований, которые дискредитируют многие из этих идей, — рассказала я. — Например, некоторые исследования указывают на то, что Московия, а затем Россия, в большей степени происходит из татаро-монгольского государства чем с Киевской Руси. Украина не была частью России на протяжении всего ее существования, а только последние 350 лет. Когда вы работали над этой книгой, вы принимали во внимание историографию, которая не отражает официальную линию России?»

Также я поинтересовалась, как он вообще воспринимает украинцев как равных к русским человеческих существ, ибо сам он, как следует из этого, что было заявлено, считает, что психологическая потребность россиян держать Украину на коротком поводке важнее, чем право украинцев на независимость и самостоятельное построение своего будущего.

Марвин Калб отказался отвечать на первый вопрос, сказав, что он ничего не понял, а по второму сказал следующее:

«Да, я считаю украинцев и россиян равными в том, что у них есть равные права. Но их права ограничены реальностью, в которой они живут. Права — симпатичное слово, я читал те же философские труды, что и вы, но права — это права, а реальность — это реальность. И я буду опираться на последнее, чтобы понимать современную Украину и Россию».

После события Томас Фридман отметил «Голосу Америки», что в чем-то Калб таки прав, почему-то назвав Украину «маленькой страной»:

«Марвин сказал то, что является фактически правильным. Украина — маленькая страна рядом с мощной державой, которая заняла позицию, что Украина никогда не должна быть по-настоящему независимой, демократической страной с рыночной экономикой. Это факт. Я считаю, что США должны поощрять Украину быть демократией с рыночной экономикой настолько, насколько это возможно. Я не считаю, что он апологет Путина. Я считаю, что он реалист в международных отношениях. Он смотрит на баланс власти. Он смотрит на исторический путь и говорит, что баланс власти и исторический путь указывают на то, что Россия никогда не позволит Украине быть по-настоящему независимой. И я говорю, что, возможно, это правда. Я не могу отрицать, что русские в это верят. Но Путин недооценивает другие движители истории, современной истории, стремление украинского народа быть собственной сферой влияния и не только частью российской сферы влияния», — пояснил он.

Бывший сотрудник Государственного департамента и историк-любитель Алексей Собченко внимательно прочитал книгу. В ней он увидел немало исторических ошибок, о чем он написал на сайте аналитического центра «Атлантический совет».

«По сути, это — переписанный учебник, ну не 5-го класса, а с 5-го по 9-ый, который мы с вами читали в советской школе, — рассказал он «Голосу Америки». - Там огромное количество ошибок. Меня, в частности, поразил эпизод, где он описывает, что Западноукраинская народная республика получила поддержку Польши. А Украинская народная республика, которую он называет Восточно-украинской народной республикой решила утвердиться и завоевала Львов 1-го ноября 1918-го года. Нелепых ошибок там полно. Киевская Русь, которая простиралась до Урала. Или то, что когда Екатерина Великая умерла, ее империя простиралась от Балтики до Владивостока, хотя территория, где был построен Владивосток, была присоединена на 100 лет позже».

Но, насколько голос Калба является влиятельным в Вашингтоне? Будет ли к нему кто-то вообще прислушиваться?

«Марвин Калб — это неотъемлемая часть вашингтонского истеблишмента. Это одно из лиц этого истеблишмента. Это человек, которого знают все, потому что люди, которым примерно как мне за 60, видели его по телевидению каждое воскресенье. Мы включали его программу «Встреча с прессой» обязательно, потому что именно там сообщались главные новости. Это икона. Но интересно даже другое. То, что написал Калб, менее откровенно и с меньшим количеством ошибок, пишут другие влиятельные политические обозреватели», — говорит Собченко.

«Я думаю, что Белый дом имеет много источников информации. Голос Марвина – важный голос. Я не думаю, что президент Обама не согласится с его анализом. Но политикой США есть наказание России экономически, вместе с Европейским Союзом за то, как она ведет себя с Украиной», — сказал Фридман.

Марвин Калб называет себя реалистом. Реальностью для украинцев является и то, что не все в Вашингтоне готовы видеть ее полноценной, независимой и самостоятельной страной.

 

 

ИсточникДопомагати Україні немає сенсу – американський публіцист

 

В Украину прибыли американские РСЗО

В Украину прибыли американские РСЗО

Глава украинского министерства обороны Алексей Резников сообщил, что партия реактивных систем залпового огня HIMARS поступила в Украину.
Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Россия перебрасывает войска на Донбасс — Генштаб

Российские оккупанты перебрасывают часть войск и сосредотачивают усилия на установлении полного контроля над территорией Донецкой и Луганской областей.