X
Нажмите Нравится

Малевич и Украина

26 июля 2015, 11:05 |
В этом году исполняется 100 лет со дня создания знаменитого «Черного квадрата», в честь чего ЮНЕСКО объявила 2015-й — Годом Казимира Малевича. А 15 мая исполнилось 80 лет со дня смерти художника — в 1935 году.
Казимир Малевич, Автопортрет. 1910.

Самый известный и в Украине, и в мире знаток творчества Малевича, искусствовед и профессор Дмитрий Горбачев, немало сил потратил на то, чтобы доказать: Малевич был украинцем. Да и сам супрематист часто писал письма на украинском языке, вдохновлялся мотивами украинского народного творчества и считал себя украинцем. Спецпроект Библиотеки украинского искусства подробно рассказывает, что именно связывает Малевича с Украиной.

 

1. Место рождения — Киев


Дом на улице Бульонской (теперь — улица Казимира Малевича) в Киеве, где родился художник

Казимир Малевич родился в Киеве, случилось это важное событие в 1879 году. Отец — поляк, директор сахарных заводов, мать — украинка с Полтавщины, домохозяйка. Оба родителя были потомственными дворянами. Фамилия Малевич встречается в Польше, Литве, Украине, Беларуси.

Родился Казимир в доме по улице Бульонской в Киеве, позже переименованной в улицу Боженко. Сейчас она называется улицей Казимира Малевича, но двухэтажный дом №15 снесен в середине прошлого века; на его месте был построен новый корпус Института электросварки АН УССР.

Крестили Малевича в костеле св. Александра в Киеве.

До 17 лет будущий художник жил с родителями, в основном в селах и небольших городках, где работали сахарные заводы — на Подолье (Ямполь — до 12 лет), на Харьковщине (Пархомовка, Белополье — с 1900 года), на Черниговщине (Волчок, Конотоп — 1893–1895).

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что Казимир Малевич вырос и сформировался в Украине.

 

2. Влияние украинского народного творчества


Мотивы писанок в творчестве Малевича

Всю жизнь Казимир Малевич всячески подчеркивал, что его художественное видение мира сформировало украинское село. Этот факт подтверждают и искусствоведы, исследующие творчество художника вот уже 80 лет после его смерти.
Украинская селянская хата, белостенная мазанка, много которых Малевич видел в украинских селах, где была распространена настенная роспись, сыграла заметную роль в его супрематическом и кубистическом творчестве. На Харьковщине, где художник прожил с 12 до 15 лет, он наверняка видел разрисованные печи, наблюдал, как их расписывают.

А вот что вспоминал сам Казимир Северинович: «Село занималось искусством (этого слова я тогда не знал). Словом, оно делало такие вещи, которые мне очень нравились. В этих вот вещах и крылась тайна моих симпатий к селянам. Я с большим волнением смотрел, как делают селянки росписи, и помогал им мазать глиной пол хат и делать узоры на печах. Селянки прекрасно изображали петухов, лошадок и цветы. Все краски изготавливались на месте из разных глин и синьки. Я пробовал перенести эту культуру на печи у себя дома, но не получалось. Говорили, что я пачкаю печки. Доставалось и заборам, стенам сараев и т.д.»

По эскизам Малевича и других прогрессивных украинских художников того времени, в том числе Александры Экстер, мастерицы села Вербивка на Киевщине, делали вышивки на шарфиках и подушках, платках и скатертях — и продавали их в Киеве, Москве и Берлине как образцы народных промыслов. В каталоге выставки современного декоративного искусства «Супрематисты — для селянской артели» за 1915 год значится, что Малевич сделал два эскиза для шарфиков и один эскиз для подушки.

»Ближайшая аналогия к супрематизму — геометрическая роспись подольских хат, писанки с их астральными знаками, узоры плахт — магический код стихий (огня, земли, воды)», — пишет Дмитрий Горбачев.
 

3. Украинский язык


Автограф письма Малевича к И. Жданко и Л. Крамаренко

Малевич часто писал письма на украинском языке, а иногда — на некой забавной смеси русского и украинского языков, из которой можно было понять, что последний он знает очень хорошо. Вот, к примеру, цитата из письма Малевича жене художника Льва Крамаренко Ирине Жданко (сохранились, кстати, ее воспоминания о том, как они с Малевичем рисовали пейзажи Святошино в 1930 году):

«В Київі кажуть еди хоч відбавляй — вишні черешні та друга ягода що росте пиля самої землі. От би добре було вареників з сметаною та оцієї ягоди з молоком та с сахаром. Еще кажуть поросята в будинку вчених на обід можна брати».
(письмо написано 3 июля 1931 года в Ленинграде, где тогда царили голодные времена).

 

4. Педагогическая деятельность


18 марта 2015 года в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (так сейчас называется Художественный институт) состоялось торжественное водружение портрета Малевича в ряды портретов других выдающихся преподавателей этого учебного заведения. Фото: Леся Мазаник

С 1928-го по 1930 год Казимир Малевич преподавал в Киевском художественном институте, прославившемся в то время как «украинский Баухауз», а среди профессоров его числились Александр Богомазов, Виктор Пальмов, Лев Крамаренко и другие звезды живописи. Этими же годами датируется активность Малевича в украинской прессе — несколько десятков его статей о новаторстве в искусстве появилось в журналах «Нова генерація» (Харьков) и «Альманах-авангард» (Киев).

В КХИ Казимир Северинович преподавал на педагогическом факультете, по собственным его словам, «лечил» студентов от реализма, от психологической растерянности перед сложной мировой культурой, от внутренней заторможенности и неуверенности, от «живописной неврастении» и «цветостраха». Анализируя произведения студентов, профессор Малевич выяснял, какое художественное влияние угнетает волю каждого из них и какой «дополнительный элемент» культурных впечатлений поможет ему найти собственное направление в искусстве.

18 марта нынешнего в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (так сейчас называется Художественный институт) состоялось торжественное водружение портрета Малевича в ряды портретов других выдающихся преподавателей этого учебного заведения. Фото: Леся Мазаник

 

5. Песни

По свидетельствам друзей и знакомых, Казимир Малевич очень хорошо пел — у него был бас. Особенно весело проходили вечера, когда с бандурой появлялся художник Владимир Татлин — играл украинские мелодии, а Малевич пел. Племянник художника, Юрий Зайцев, даже вспоминает одну из любимых песен дяди:

Гуде вітер вельми в полі,
Реве ліс ламає,
Козак журиться сердешний,
Долю проклинає.
Гуде вітер вельми в полі,
Реве ліс ламає,
Плаче козак молоденький,
Що робить не знає…

 

6. Голодомор

Казимир Малевич — единственный украинский художник, в творчестве которого отразился Голодомор 1932–1933 годов, от которого умерло от 4 до 10 миллионов украинцев. Так, на рисунке карандашом, известном под названием “Где серп и молот, там смерть и голод” (цитата из популярной в 1920–30-е годы народной песни), изображены три фигуры, черты лица у которых заменены на серп и молот, крест, гроб.

Многие из «селянских» картин, которые Малевич активно писал в 1930-х годах, содержат в себе завуалированные сообщения. Например, отсутствие лиц. Кроме того, почти все картины того периода неправильно датированы. «Поскольку это — картины протеста, они специально датированы более ранним временем», — комментирует искусствовед Александра Шатских.
»Малевич был единственным художником, показавшим трагическое положение украинских селян во время преступной насильственной коллективизации», — пишет французский историк искусства, автор нескольких монографий о Малевиче Жан-Клод Маркаде.


«Где серп и молот, там смерть и голод»

 

7. Смерть

Как и многие выдающиеся деятели украинской культуры, Казимир Малевич стал жертвой сталинизма. Художник вообще собирался переехать из Ленинграда в Киев на постоянное место жительства, но как раз в 1930 году Иосиф Сталин огласил чистку всем без исключения специалистам высокой квалификации, называя их «буржуазными интеллигентами». Из Киевского художественного института в тот год «вычистили» всех опытных профессоров и первоклассных художников — Льва Крамаренко, Евгения Сагайдачного, Федора Кричевского, Михаила Бойчука, Казимира Малевича.

В том же 1930 году Малевича стали пытать в Ленинградском ОГПУ. Под давлением ему вспрыскивали воду в мочегонный канал — требовали признаний в шпионаже. Позже развилась болезнь простаты, из-за которой Малевич и умер 15 мая 1935 года.

Друзья Малевича вспоминали, что он хотел быть похороненным с распростертыми руками — в форме креста, мотивы которого, кстати, очень часто встречаются в творчестве художника. Так и случилось — Казимира Севериновича кремировали в Москве, в супрематическом гробу в виде креста. Над могилой был установлен деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата. После похорон ходило много слухов: к примеру, о том, что Малевич был похоронен одетым в красную мантию.


Одно из последних прижизненных фото Малевича — с третьей женой Натальей Манченко. 1935, Ленинград.

 

8. Автобиография

В собственных автобиографических заметках Казимир Малевич выступает как украинец. Дабы не быть голословными, просто приводим несколько цитат из этих заметок:

«...мене все міцніш тягнуло до Києва. Неповторним залишався у моїй пам'яті Київ. Будинки, вимурувані з кольорової цегли, гориста місцевість, Дніпро, далекі обрії, пароплави. Усе його життя впливало на мене дедалі більше. Селянки човниками перепливали Дніпро, везли масло, молоко, сметану, заповнюючи береги і вулиці Києва, надаючи містові особливого колориту.»
 

«...Це був Лев Квачевський. Він був студентом пейзажного класу Академії мистецтв у Петербурзі. День у день ходили ми з ним на етюди влітку, навесні і зимою, верстов по тридцять за день. Цілу дорогу сперечалися. Припиняли суперечку тільки тоді, коли сідали полуднювати. Згадували Україну. Він та я були українці.»

«Жив я тоді (у віці 16 років. — Ред.) в Конотопі. О, славне місто Конотоп! Воно всеньке лисніло від сала. На базарах і біля станцій довгими рядовицями сиділи за столиками тітки, котрі називалися сальницями, від них пахло часником. На столиках було навалено купи найрізноманітнішого сала, вудженого і невудженого, з смачною шкіркою, лежали крильцями ковбаски, я ламав їх на шматки і їв, як їли на базарах люди. Я сростав серед цього українського сала і часнику в Конотопі».
 

Читайте также:
Ошибка в тексте статьи?   Выделите ошибку  и нажмите Ctrl+Enter
© 2009-2017 «20 хвилин». Все права защищены.
Правила использования содержания сайта.
Реклама
Закон о продлении особого статуса Донбасса вступил в силу

Закон о продлении особого статуса Донбасса вступил в силу

Вступил в силу закон о создании условий для мирного урегулирования ситуации в ОРДЛО.
Суд освободил из-под стражи экс-мэра Славянска Нелю Штепу

Суд освободил из-под стражи экс-мэра Славянска Нелю Штепу

В среду, 20 сентября, Ленинский райсуд Харькова освободил из-под стражи бывшего мэра Славянска Нелю Штепу, назначив ей более мягкую меру пресечения — круглосуточный домашний арест с ношением электронного браслета.
Реклама на сайте
загрузка...
Please disable Adblock!

Правдомер

Реклама на сайте